Автор: Дарья Алексеева Люди

Татьяна ТОЛКАЧ о масштабе и ответственности профессии учетчика

Передовиков и заслуженных работников ОАО «Нафтан» к 1 Мая отмечают за их труд, профессионализм и верность выбранному делу: портреты лучших разместили на Доске почета. Среди коллег­-номинантов в 2021­-м — учетчик цеха № 015 завода «Полимир» Татьяна Толкач. «Приятно познакомиться!» — говорим дебютантке этого года.

С Татьяной Петровной встретились в разгар рабочего дня в небольшом кабинете административного корпуса «Железнодорожного». Она, погруженная в производственные вопросы, сразу вводит в курс дела.

– Всё, что движется на колесах, проходит через руки учетчиков, —улыбаясь, начинает свой рассказ о профессии Татьяна Толкач. — Прибытие грузов, их отправление железнодорожным транспортом — наша «бумажная» работа. Сами развозим и собираем документы по службам: начиная с накладных от экономистов и цехов до станции «Новополоцк» и декларантов. С некоторыми странами, например, Латвией и Россией, уже работаем удаленно, по автоматизированной системе «Электронная перевозка». Но основная часть документов пока остается на бумаге. Весь учет по прибытию и отправке грузов ведем также по журналам. Вот, например, номер вагона, его вес, станция, получатель, тариф, номер накладной. Всё это заполняем по каждому прибывшему составу.

Погрузку вагонов должны провести в срок, без простоя. Например, пришло шесть цистерн. За сутки мы должны их принять, отправить в цех, наполнить и оформить. В ином случае за пользование подвижным составом сверх нормы предприятию придется дополнительно платить. О монотонности здесь говорить нельзя, у нас динамика, мы всегда в движении.

В команде учетчиков цеха № 015 пятеро человек. Четверо ходят по сменам, а Татьяна Петровна — подменная. Чаще работает по будням. Но и к ночным приноровилась! Признается, что за 30 лет это стало делом привычным.

– В день работаем вдвоем с коллегой, если кто-­то болеет или в отпуске, иду в смену, — объясняет заводчанка. — Команда у нас сплоченная, еще с советских времен. Это Ирина Антонова, Елена Гуринова, Лидия Матузова и Елена Скороход. Мы все в одно время начинали. Тогда еще наш кабинет был в нынешнем новом депо. А здание, в котором работаем сегодня, еще только строилось.

Раньше не было ни «электронки», ни таможен. Начальница утверждала документы, и они ходили по всему Союзу. Сейчас иначе, это система. Масштаб и ответственность в работе с годами только выросли.

Казалось бы, судьба Татьяны Петровны могла сложиться совсем иначе. После окончания Новополоцкого политехнического техникума по специальности «Эксплуатация автоматизированных систем» она по распределению попала в Мозырь. Там отработала два года киповцем и вернулась в родной Новополоцк. На «Полимире» встретила свою судьбу. Муж Леонид работает помощником машиниста тепловоза в «Железнодорожном» с января 1990 года.

– Сюда пришла и больше ничего не меняла, — говорит Татьяна Петровна. — С мужем ходили по сменам, растили дочку. Всякое бывало, работали за территорией, поэтому иногда брала ее с собой на работу в ночную. Может, и на выбор профессии это немного повлияло. Дочка стала экономистом.

От родителей мужа остался дом, ухаживаем, там свой огородик. Много времени проводим с внучкой. Нашей радости почти два года. Познает мир, ей всё интересно! Уже детские пазлы собирает без ошибок. Даже селфи научилась делать!

 

Андрей КОНЬКОВ, заместитель начальника цеха № 015:

– В среднем в месяц прибывает до 150 единиц подвижного состава, отправляем до 300. На каждый формируем пакет документов, который учетчик должен обработать и отдать в соответствующие службы: лабораторию входного контроля и сертификации, экономистам, декларантам. Неправильная цифра или шифр в перевозочном документе может повлечь серьезную финансовую ошибку, либо груз уйдет не по тому направлению.

У учетчика очень ответственная и скрупулезная работа, требующая внимания. А Татьяна Петровна — грамотный и исполнительный специалист, ей это по плечу.