Автор: Иван Гудошников Люди Социальная сфера

Сердце хранит эту память и боль

Незабытая история Татьяны ГУРЕЦКОЙ

В этом году исполняется 80 лет со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Мы свято храним память о героях, отважно сражавшихся за Родину. И никогда не забудем о судьбах женщин, стариков и детей, столкнулись с ужасами оккупационного режима и гитлеровской политикой геноцида. 11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Сегодня я расскажу о своей прабабушке Татьяне Гурецкой – женщине, которая смогла стойко выдержать все испытания, выпавшие на долю ее военного поколения, а недавно встретила свой 99-й день рождения.

В годы Второй мировой войны гитлеровцы создали около 14 тысяч концлагерей, где мучили, ставили опыты и жестоко убивали людей. Через эти фабрики смерти прошли около 20 миллионов человек из 30 стран мира. Те трагические события до сих пор отзываются болью и в сердцах белорусов. На территории республики насчитывалось более 260 концлагерей. Наиболее крупные находились в Минске, Озаричах, Гомеле, Полоцке и Бобруйске. В них оборвалось свыше 1,5 миллиона жизней.

К нашему времени из многих миллионов очевидцев и участников войны остались единицы. Одна из них – Татьяна Андреевна Гурецкая. Она родилась 16 марта 1925 года в деревне Межки Сестренского сельсовета (ныне – Зелёнковский сельсовет). Родители девушки – Феодосия и Андрей Павловские – воспитывали пятерых детей: дочерей Александру, Марию, Татьяну, сыновей Никанора и Сергея. Воспитывали собственным примером – трудом, добротой, отзывчивостью и порядочностью. До войны Александра и Никанор уже работали, успела закончить фельдшерско-акушерское отделение Полоцкого медучилища и немного поработать фельдшером Мария. Татьяна окончила 7 классов Зеленковской школы, где несколькими годами ранее училась легендарная Татьяна Мариненко – будущий Герой Советского Союза.

Беда не приходит одна. Война застала Павловских на следующий день после смерти главы семейства. Во время похорон, 23 июня 1941 года, железнодорожную станцию Зелёнка уже бомбили. Когда был организован один из партизанских отрядов бригады Прудникова – «Неуловимые», старшие Никанор и Мария ушли в партизаны. Мать, Татьяна и еще двое детей жили в деревне Межки и оказывали посильную помощь партизанам из отряда, в котором находились брат и сестра, советским патриотам из других отрядов – пекли хлеб, помогали одеждой.

Недалеко от деревни проходила железная дорога, поэтому часто перед заданием или после диверсий партизаны останавливались у Павловских. В Межках был организован пункт связи партизан и разведчиков, часто приходилось принимать в доме бойцов из других отрядов. Семья Татьяны жила в голоде, каждый день они волновались за своих близких и спасались от холода.

В ноябре 1943 года партизаны отряда Алексея Щербины двинулись к реке Нище. Татьяна ушла с другими жителями, чтобы перейти линию фронта и прорваться к своим, однако всем сделать это не удалось. Одна из групп мирного населения прорвалась, в их числе была и сестра Александра. Потом она стала санитаркой в госпитале и дошла с действующей армией до Германии. Группе, в которой была Татьяна, пришлось вернуться в лес к партизанским землянкам в районе деревни Щеперня.

В декабре 1943 года немцы схватили семью Татьяны. С этого момента началась новая глава в жизни восемнадцатилетней девушки. Сначала их содержали в лагере всех вместе, допрашивали, били плетками. Особенно доставалось Татьяне: немцам было известно, что она из партизанской зоны. К счастью, гитлеровцы не знали, что ее брат и сестра находились в партизанском отряде. Через несколько месяцев лагерников разделили.

По воспоминаниям Татьяны Андреевны, немцы долго гоняли пленных по деревням Полоцкого района, часто слышалась стрельба на фронте. Большую колонну лагерников 1 июля 1944 года погнали по направлению к Прибалтике под охраной немцев с собаками. Они прошли пешком Литву, Латвию и Эстонию, ночевали в поле, лесах и сараях. Гнали через Ригу к морю, чтобы вывезти на пароходе в Германию. Несколько раз Татьяна пыталась убежать из лагеря, особенно когда их в Эстонии отдали работать на хутор. Местные жители охотно выдавали беглых лагерников немцам. Татьяне Андреевне до сих пор очень трудно вспоминать те страшные дни.

Освободили узников советские войска 8 мая 1945 года, когда был подписан акт о капитуляции немецкой группы армий «Курляндия». Бывших пленников держали на хуторе Ильмая, после чего их эшелоном повезли в Латвию. На станции Вайноде, недалеко от границы с Литвой, они прошли через медицинские и фильтрационные комиссии. В конце мая их наконец отправили в Витебск, а затем в Полоцк.

После войны Татьяна Андреевна жила и работала в Полоцке. В 1946 году встретила своего будущего мужа Дмитрия Гурецкого. Они были земляками, учились в одной школе, только Дмитрий был на пять лет старше. Фронтовик, орденоносец, бравый капитан приехал домой в отпуск с Дальнего Востока, где успел повоевать с Японией. Они сразу же поженились и прожили вместе 67 лет.

Татьяна Гурецкая не может без слез вспоминать о войне и судьбе своих близких. Сейчас очень обостренно воспринимает информацию о том, что кто-то пытается исказить и переписать историю. Даже высказывает обиду по отношению к полякам, чехам, болгарам, которые начинают забывать уроки истории. Всегда особенно волнуется перед 9 мая, когда наша страна гордо празднует День Победы.

В нашей семье есть традиция, заложенная Дмитрием Павловичем и Татьяной Андреевной: 9 мая обязательно побывать на Кургане Бессмертия в городе Полоцке и возложить цветы к Вечному огню. И эту традицию, уверен, подхватят и наши дети, внуки и правнуки.

Иван ГУДОШНИКОВ

Фото из архива семьи ГУРЕЦКИХ