Валерий КОСЬМИН: «Я нашел свою компанию!»

Просмотры: 560

На излете 2020 года исполнится 55 лет производству МСиБ. ­Валерий Косьмин из той плеяды заводчан, кто строил, пускал, ставил на ноги и развивал маслоблок. У нас есть и другая достойная причина побеседовать с Валерием Ивановичем. 22 декабря уважаемый ветеран, прошедший славный трудовой путь от помощника оператора до главного технолога производства, отпразднует 75-­летие.

Валерий Косьмин с внучкой Викторией

– Валерий Иванович, ваш путь в нефтепереработку наверняка начинался в нашем 28-м училище?

– Да, когда я оканчивал 9­-й класс, завершалась школьная реформа — переход на одиннадцатилетнее обучение. Мы к этим переменам относились без особого энтузиазма, вот и пошел в 28­-е училище, которое позже по фамилии директора прозвали «академией Матюшкина». В нашей группе готовили помощников оператора технологических установок. Компания подобралась мощная. Со мной учились будущие начальник, заместитель начальника и главный технолог первого производства: Владимир Ревтович, Владимир Волынко и Валентин Смирнов!

«Академия Матюшкина» запомнилась не только интересными знакомствами и новыми знаниями. Часто бывали на заводе. Поначалу он представлял собой большую строительную площадку: еще возводились АВТ‑1 и ТЭЦ. Не оставались в стороне и мы: таскали землю тачками, чистили что­-то. На колоннах «первички» шли сварочные работы, и мы лазили туда, чтобы посмотреть, как они устроены внутри. Однажды появился какой-­то мужчина в кожаной куртке, со всеми поздоровался. Оказалось, это был директор завода Олег Ктаторов.

– В годы учебы случилась и ваша встреча с маслоблоком?

– Преподаватели говорили, что нас для него и готовят. Но разглядеть на заводе очертания маслоблока поначалу было сложно. Производственную практику проходили в бригадах действующих установок — АВТ‑1, термокрекинга, этило­-смесительной, битумной. А вот в 1964­-м, когда мы окончили училище и пришли на завод, работа на маслоблоке уже кипела. Приехал из Куйбышева и начальник цеха Геннадий Лысаков.

Вскоре меня призвали в армию. Но уже 26 июня 1965 года вернулся на маслоблок. Кто знал тогда, что задержусь здесь на 45 лет! Уже были очерчены технологические объекты цеха — установки «Деасфальтизация», «Фенольная», «Депарафинизация», «Контактная», парк масел, смонтировано основное оборудование, достраивали трубопроводы. Мы, молодые ребята, занимались ревизией оборудования, устраняли дефекты. Некоторых подключали к работе в монтажных организациях. Так что довелось поучаствовать и в строительстве, и в пусконаладочных работах по вводу в строй установок первой очереди маслоблока.

Меня определили на «Деасфальтизацию» помощником оператора. На установке уже был механик — Николай Рязанов. Чуть позже приехал начальник — Григорий Кузнецов, фронтовик, с большим производственным опытом. Григорий Фёдорович рассказывал, что у него в Орске машинистом компрессоров поработал и небезызвестный Виктор Черномырдин.

– Получается, у вас и Виктора Степановича был один наставник?

– Это было бы преувеличением! Мы пришли на завод пацанами. Учились на местах, в бригадах. Старшие операторы были ребята с опытом. Брал понемногу от каждого. Но образцом для нас во всём служил Геннадий Лысаков. Он поддерживал с работниками товарищеские отношения, но не допускал панибратства. Во главу угла начальник всегда ставил профессиональные качества, воспитывал в нас добросовестное отношение к труду. Он же позднее заложил фундамент производства ТНП, сделал многое для его дальнейшего развития.

Когда мы только пришли на завод, Геннадий Александрович встретился с нами. Расспрашивал об увлечениях и интересах. О себе рассказывал, что любит фото­ и киносъемку, был внештатным корреспондентом куйбышевского телевидения. Скоро на маслоблоке расцвела культурная и спортивная жизнь. Вот как создавался наш коллектив.

Важность сплоченности понимали все. Что такое маслоблок? Это же постоянная зависимость одной установки от другой, непрерывная цепочка. Если кто­-то «сбоил», «затыкался» предыдущий процесс, нечем было работать на последующих. Лихорадило всех! А чтобы получить хорошую премию, требовалось не только выполнение плана твоей установкой, но и маслоблоком. Поэтому все старшие операторы, операторы, механики знали друг друга, работали в тесной связке.

Оператор Валерий Косьмин у блока теплообмена установки «Деасфальтизация», середина 1970-х годов

– Учились вы не только у старших коллег, но и в Новополоцком политехе. Диплом инженера­-химика-­технолога пришелся кстати?

– Конечно, высшее образование много дало. В 1982­-м я получил диплом, а через год — назначение на должность начальника «Деасфальтизации». Но жизнь моя могла пойти и по другой траектории. Какое-­то время я стоял на распутье: выбирал между НПИ и ВГИКом.

При ДКН под руководством Виталия Дудина действовала любительская киностудия. А я занимался фотографией и даже с будущей женой познакомился на семинаре творческой молодежи. Виталий Андреевич увидел во мне какие-­то задатки и предложил попробовать себя в документальном кино.

Снимали на 16 мм пленку сюжеты для мероприятий ДКН, заводскую хронику. Делали ролик о приезде лидера ГДР Эриха Хонеккера в Новополоцк. Но главное, в киностудии можно было снимать для души. Участвовали в конкурсах, наши работы отмечались грамотами Союза кинематографистов БССР. В фильме «Перекресток» я сталкивал уходящую натуру сельской ярмарки в Лужках с жизнью современного города. В ленте «Дзень добры, Тапары!» рассказал о почти вымершей деревне на Россонщине. Когда Виталий Дудин окончил Высшие режиссерские курсы и уехал работать на «Беларусьфильм», руководство киностудией принял я.

Творчество мне нравилось, и, наверное, что-­то получалось. Мои работы видел известный латвийский советский кинодокументалист Герц Франк. Предлагал помощь Виктор Туров. Но я подумал и остался в нефтепереработке.

– В декабре 1983­-го вы стали начальником «Деасфальтизации». Были готовы к новому вызову?

– За 18 лет работы оператором я досконально изучил установку и чувствовал, что могу двигаться дальше. В конце 1984­-го пришлось срочно начать масштабную реконструкцию. Оборудование собиралось буквально с колес. Ударили морозы — кабель нельзя было мотать! Сложности добавляло и то, что пока реконструировался один блок «Деасфальтизации», другой продолжал работать. Кажется, справились. Летом 1985 года меня назначили заместителем начальника производства по технологии фенольной очистки масел и деасфальтизации, а вскоре и главным технологом маслоблока.

– Следующую четверть века вам довелось работать на самых ответственных участках третьего производства. Чем особенно запомнилось это время?

– Главное, было очень интересно! Во второй половине 1980­-х у нас подобралась сильная команда. Ты не сомневался: если где-­то ошибешься, тебе всегда подставят плечо. Начальником производства был Вячеслав Зубович, его заместителями — Акбулат Кулманов, Хамит Елагин, Вадим Кадунин и я. Киповскую службу возглавляли Геннадий Валуев, а механическую — Владимир Маслов и Виктор Ковалевский. У нас тогда действовало негласное правило: главный технолог занимался маслоблоком в целом, а начальник уделял особое внимание битуму. На заводе действовало самое крупное производство битумов в Европе. 1,2 млн тонн в год — не шутка! Весь сверхплановый дорожный битум оставался в Витебской области. В строго фондируемом материале была заинтересована и республика. Важность маслоблока прекрасно понимали на заводе. Большое внимание нашим проблемам уделяли заместитель директора по производству Сергей Литвинов, замдиректора по капитальному строительству и техперевооружению Владимир Карпинчик. В трудных ситуациях любую помощь нам были готовы оказать все заводские службы.

Валерий Косьмин — главный технолог производства

С честью выдержало наше производство и испытания 1990-­х. Главное, мы сохранили коллектив. В 1998 году ввели в эксплуатацию передовую ВТ‑1, первую установку на заводе с распределенной автоматизированной системой управления. К этому времени были созданы АСУ установки компаундирования масел, а также система, позволявшая отслеживать работу маслоблока в автоматическом режиме: от отгрузки товарной продукции до получения сырья головными установками производства. Огромный вклад в их разработку с нуля внесли Галина Потанина (Лаврова), Тамара Курочкина, Игорь Вашкевич. Большую помощь и понимание оказывал начальник ИВЦ завода Михаил Пашкович.

– Валерий Иванович, скоро маслоблоку исполнится 55 лет. Что бы вы пожелали родному производству?

– Прежде всего, благодарю судьбу за то, что она привела меня на маслоблок, где я поработал с настоящими профессионалами и хорошими людьми. В нашем коллективе никогда не сталкивался с карьеризмом, подсиживанием, склоками. Актеры говорят: ищите свою компанию. Скажу без тени сомнения: я свою нашел! Поэтому спасибо всем, кто был рядом со мной эти годы. Не сомневаюсь, что у нашего производства впереди большое будущее. С такими флагманскими установками, как УЗК и «Сера», по­-другому и быть не может. Пожелаю, чтобы руководители всех уровней понимали, что маслоблок производства МСиБ — это настоящая золотая акция. С таким набором специалистов и установок можно горы свернуть!

Владимир ФИЛИПЕНКО
Фото: из архива Валерия Косьмина

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 3,00 out of 5)
Loading...

Новое видео

Подпишитесь на Вестник Нафтана на YouTube!