Три города — три варианта

Просмотры: 184

Мы продолжаем знакомить наших читателей с малоизвестными фрагментами истории «Нафтана». Особый интерес представляют документы 1954–1958 годов, когда решалась судьба будущего Нефтеграда. Они хранятся в Зональном государственном архиве в Полоцке. В 2002-­м с них был снят гриф «секретно».

В середине XX века в БССР планировали строить комплекс объектов: НПЗ, химический завод и ТЭЦ. В качестве топлива для последней решили использовать фрезерный торф. Это было первое и одно из решающих требований для поиска площадки.

Плюсом стала и обеспеченность района местным стройматериалом. А в минус комиссия определила расположение площадки в лесном массиве. Рубка и корчевка нужны были на 10 кв. км. Заболоченные участки требовалось осушить.

По расчетам Госплана БССР новая ТЭЦ должна была потреблять около 5 млн тонн торфа в год. Полоцк и Витебск — на Двине, Бобруйск — на Березине. Все три могли в достаточном количестве обеспечить предприятия водой. В графе о наличии торфа у Бобруйска преимущество. Он обладает запасами на 55 лет, два других города — на 40 лет. Зато затраты на его перевозку (на расстояние до 200 км) самые высокие именно в столице северной губернии Беларуси — 94 млн.

Нефтепровод до Бобруйска требовал самых больших капиталовложений — около 335 млн рублей. Возможности вывоза продукции у трех городов одинаковые: по трубопроводу, железной дороге и реке.

Вторым бонусом в пользу Полоцка (после торфяных залежей), который снижал затраты, можно считать обеспеченность кадрами. По мнению комиссии, промышленность в городе развита слабо. «В Витебске имеется много промышленных предприятий, в Бобруйске — достаточно». Они могли обеспечить завод кадрами из числа горожан до 500 человек. Но Полоцк предлагал в 12 раз больше — 6000 пар рабочих рук местного населения.

При строительстве НПЗ в Бобруйске в большие растраты государство вводили подготовительные работы. Только 36 млн требовала примыкающая магистраль к существующей железнодорожной линии, которая на всем протяжении не функционировала. Не было возможности доставлять продукцию на запад и север республики водным транспортом. А транспортировка грузов по железной дороге в этих направлениях проходила бы через перегруженные станции Минска и Орши. И трубопровод до Бобруйска, в сравнении с полоцким вариантом, потянул бы дополнительно 98 млн за 270 км.

Итак, Витебск исключают отсутствующие рядом залежи торфа. Бобруйск — невыгодная логистика. Также два этих города не смогут обеспечить предприятия свободной рабочей силой. Полоцк оказался в плюсе.

Продолжение следует.

Татьяна ЗЕНЬКО

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Loading...

Опубликовано в №:

  05.08.2017
(1,3 MiB, скачали - 584)

Новое видео

Подпишитесь на Вестник Нафтана на YouTube!