Солнечное масло со снежинкой

Какой путь проходит нафтановское зимнее дизтопливо от производителя до потребителя

Просмотры: 233

Еще до наступления календарной зимы «Нафтан» позаботился о владельцах и водителях различных машин с дизельными двигателями. К началу декабря 2017 года почти за два месяца завод уже выпустил более 260 тысяч тонн зимнего дизельного топлива (ДТ). На случай, если столбик термометра опустится ниже 30 градусов по Цельсию, «Нафтан» произвел и первую партию так называемой «Арктики» — более 10 тысяч тонн. В хорошем качестве новополоцкой дизельки сомневаться не стоит. Помимо множества нормативных показателей в паспорте ДТ отметка ОАО «Нафтан» как завода-­изготовителя — это лучшее подтверждение высокого качества продукции.

Чтобы проследить, какой путь проходит нафтановское зимнее дизтопливо от производителя до потребителя, от заводского резервуара до бака авто, корреспондент «Вестника Нафтана» побывал в нескольких заводских подразделениях. Это цех № 8 «Товарно-сырьевой», откуда по трубам на производство поступает черное золото. И отсюда потом потребителям отгружается готовое дизтопливо.

В лаборатории по контролю топливного производства качество нафтановской дизельки скрупулезно проверяют женщины в белых халатах. Поскольку процесс получения ДТ на производстве закрытый, только в лабораторных условиях в колбе с пробой можно наглядно увидеть его слегка золотистый цвет. И понять, почему в свое время дизтопливо (солярку) немцы поэтично назвали «солнечным маслом».

diselka11

Конечным пунктом стала нафтановская АЗС в Коптево, где ДТ со «снежинкой» в свои баки охотно заправляют водители легковушек и большегрузов.

diselka6

Производство и хранение

Зимнюю дизельку на «Нафтане», по рекомендации концерна «Белнефтехим», начали выпускать еще в первой половине октября, чтобы быть готовым к любым капризам природы. ДТ получают на установках производства № 1 смешением гидроочищенных дизельных фракций. В среднем за сутки производственные мощности «Нафтана» выпускают около 9 тысяч дизельного топлива.

Благодаря проведенной и продолжающейся модернизации, нафтановское дизтопливо выпускается в соответствии со стандартами Евро‑4 и Евро‑5 с ультра­низким содержанием серы — менее 50 и 10 ppm соответственно. При этом Евро‑4 идет на экспорт, а по Беларуси реализуется только Евро‑5.

По словам специалистов, переход на зимние виды ДТ связан в основном с изменением технологической схемы, корректируются и режимы работы установок (меняется фракционный состав). В зимние сорта дизельки добавляется и специальная депрессорно-диспергирующая присадка. В комплексе это позволяет обеспечить необходимые низкотемпературные свойства зимнего ДТ, снизить его предельную температуру фильтруемости (ПТФ).

На «Нафтане» выпускают два вида топлива со снежинкой. Это ДТ-З-К5 сорта F и ДТ-З-К5 класса 2 (так называемая «Арктика»). Для первого ПТФ должна быть не выше минус 20 °C, у второго этот показатель не должен превышать минус 32 °C. Для «Арктики» класса 2 нормируется и такой показатель, как «температура помутнения», которая не должна быть выше минус 22 °C.

С производства № 1 дизельное топ­ливо по трубам попадает в резервуарный парк цеха № 8. К сезону были подготовлены емкости для хранения зимних сортов, в том числе несколько новых 10-тысячников.

diselka

Зимнее дизельное топливо прошло проверку в заводской лаборатории по контрою топливного производства. На внутренний рынок и на экспорт ДТ уходит с «Нафтана» к потребителям «по трубе» и в железнодорожных цистернах. По одному продуктопроводу, связанному с «Полоцктранснефть Дружбой», с января 2017 года идет перекачка дизтоплива на нефтебазу РУП «Белоруснефть-Витебскоблнефтепродукт». Оттуда в автоцистернах его доставляют на различные АЗС региона.

Контроль качества — на высшем уровне

В нафтановской лаборатории по контролю топливного производства лаборанты химического анализа и машинисты по моторным испытаниям топлив делают свою ответственную работу. После того, как цех № 8 приготовил резервуар для дизельного топлива, в лабораторию поступает заявка, которую регистрирует химик. Лаборанты, выполняющие обязанности по отбору проб, отбирают их из верхнего, среднего и нижнего слоя топлива. При необходимости каждый слой проходит процедуру контроля по определенным показателям. В лаборатории составляют объеденённую пробу, которая проходит контроль по всем показателям качества согласно ТНПА.

Лаборанты, выполняющие обязанности по отбору проб, в любую погоду трудятся на высоте, на резервуарах и наливных эстакадах. Женщины делают «контрольный срез» и в готовых к отгрузке железнодорожных цистернах. Арбитражная проба топлива, которое реализуется на внутреннем рынке, хранится минимум 45 дней, а экспортная — четыре месяца.

diselka14

По словам начальника лаборатории Натальи ХИЛЬКО, на каждый вид топлива есть свой нормативный документ, в котором зафиксированы до 20 показателей качества в зависимости от марки. Даже если по одному идет несоответствие, то топливо не выпускается за пределы завода. Паспорт качества, который выписывает лаборатория, — это основание для отпуска потребителям. Химик заверяет документ печатью и подписью.

Корреспонденту «Вестника Нафтана» показали и один из главных тестов зимней дизельки — определение предельной температуры фильтруемости. Стакан с топливом лаборант помещает в специальный аппарат.

diselka10

Беспристрастная техника примерно за полтора часа проверяет фильтуемость нафтановской дизельки, постепенно понижая ее температуру и пропуская через специальное «ситечко». Эксперимент продолжается до тех пор, пока кристаллы парафина не «забивают» сетку фильтра и не замедлят движение так, что испытание не будет укладываться в положенное время.

diselka12

Электронное табло прибора и снимок для корпоративной газеты зафиксировал ПТФ одного образца нафтановского топлива ДТ-З-К5 сорта F на уровне минус 27 градусов по Цельсию.

diselka13

За брендовым топливом — на фирменную заправку

Нафтановское зимнее дизтопливо, как и бензин, можно приобрести на различных заправках, в том числе и на фирменной заводской АЗС в Коптево. Она удобно расположена неподалеку от въезда в Новополоцк. Топливо ­ДТ-З-К5 сорта F прибыло сюда еще 30 октября.

diselka3

Под зимнюю дизельку отведены два подземных резервуара общим объемом 50 кубометров. Еще один предназначен для «Арктики».

diselka9

На нафтановской АЗС есть несколько колонок на несколько пистолетов для заправки бензиновых и дизельных авто. Плюс — специальная скоростная — для большегрузов.

С наступлением сезона на каждой колонке возле маркировки дизтоплива появилось изображение снежинки.

diselka8

По словам операторов заводской АЗС, пока они реализуют в среднем чуть более 1 тонны зимнего топлива за сутки. Но с наступлением морозов, вне сомнения, спрос может вырасти.

diselka7

Помимо бензина и дизельки, на фирменной нафтановской АЗС можно купить и другую брендовую продукцию нашего предприятия. Например, различные масла и растворители. В перспективе планируется организовать на нафтановской АЗС торговлю продовольственными и сопутствующими товарами широкого ассортимента.

Павел КОЗЛОВСКИЙ
Фото: Павел КОЗЛОВСКИЙ

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Loading...

Опубликовано в №:

  02.12.2017
(1,7 MiB, скачали - 641)

Новое видео

Подпишитесь на Вестник Нафтана на YouTube!