Автор: Елизавета Петренко Автор: Ольга Королькова Производство

Растут продажи нафтановского реактивного топлива

ОАО «Нафтан» выпускает более 100 наименований товарной продукции. Бензины, дизельное и реактивное топливо (РТ), масла, мазут, вакуумный газойль, остаточный гидрокрекинг составляют основу экспорта. Единственное в Беларуси выпускающее горючее для самолетов, наше предприятие за минувший год расширило географию поставок РТ.

Фото с сайта belnovosti.by

Новополоцкий нефтегигант производит и сертифицирует авиакеросин двух видов. Один — это реактивное топливо, изготавливаемое по межгосударственному «гостовскому» стандарту. Другой — авиационное горючее для газотурбинных двигателей Jet A‑1, качество которого соответствует современным американским и европейским стандартам. География поставок этих нефтепродуктов на внешний рынок сегодня — Украина, Латвия, Литва, Россия, страны Азии.

– Продукция нашего предприятия пользуется спросом на внешнем рынке, больше всего покупают авиакеросины для заправки «в крыло» аэропорты стран Балтии и Украины, — рассказывает начальник управления маркетинга ОАО «Нафтан» Антон ВЕГЕРА. — Нафтановские специалисты управления маркетинга в области экспортных поставок тесно сотрудничают с коллегами из аналогичной службы Белорусской нефтяной компании.

Производство реактивного топлива на «Нафтане» представляет собой многостадийный процесс. В нем задействована целая цепочка установок. А с вводом обновленной АТ‑8 наше предприятие получило возможность выпускать дополнительные объемы премиального реактивного топлива.

– Производство реактивного топлива — довольно сложный многостадийный технологический процесс, — рисует схему на бумаге заместитель начальника отдела управления по производству Александр САРЖИЦКИЙ. — Он проходит следующим образом: нефть поступает на АВТ‑6 и АТ‑8. С «первичек» выходит прямогонный авиакеросин. Чтобы стать Jet A‑1, он идет на установку «Мерокс», после которой фракция авиакеросина направляется в резервуары товарно­-сырьевого цеха. А реактивное топливо по ГОСТу получится тогда, когда пройдет через «Гидроочистку» — сейчас четвертую, потому что третья остановлена на реконструкцию, и после аналитического контроля перекачивается в промежуточные резервуары цеха № 8.

Думаете всё? Нет. Только после заключения лаборатории о соответствии всех качественных показателей ГОСТу можно говорить о реактивном топливе как о товарном продукте. От первичной переработки нефти до готовности продукта (и отгрузки) процесс производства РТ с учетом всех технологических операций занимает около недели.

Спрос на авиакеросины есть. Обусловлено это тем, что покупатели голосуют за качественный продукт. Наше предприятие об этом заботится, совершенствуя технологические узлы. Например, сегодня обновляется установка «Мерокс», на которой получают авиационное топливо для газотурбинных двигателей Jet A‑1.

Крупным потребителям привлекательны предприятия, как наш нефтехимический комплекс, где есть не только производство, но и своя лаборатория, которая проверяет нефтепродукты на всех стадиях изготовления и подтверждает их качество соответствующими сертификатами.

– Если автомобильный бензин мы проверяем по 10 обязательным показателям, то авиационное Jet A‑1 — по 19, а «гостовское» реактивное более, чем по 25, — сравнивает инженер­лаборант лаборатории по контролю топливного производства Ольга СЕРГИЕНЯ. — Самолеты летают в небе при минусовых температурах, поэтому к качеству горючего повышенные требования.

– И я, например, когда сажусь в самолеты «Белавиа», уверена в них еще и потому, что их заправляют нафтановским авиатопливом, — дополняет инженер-лаборант Анна ­РЕМЕЗ. — В свое время моя мама работала в лаборатории при этой компании и сама делала контрольную проверку авиатоплива, в том числе и нашего заводского горючего.

Реактивное топливо — тот продукт, который положительно влияет на финансово-­хозяйственную деятельность новополоцкого нефтехимического комплекса. Нафтановские маркетологи совместно с коллегами из БНК продолжают отрабатывать механизмы привлечения новых потребителей. Первостепенная задача — сохранять благоприятную конъюнктуру рынка и расширять направления сбыта авиакеросинов.