Несокрушимая и легендарная

АВТ‑6 исполнилось 50 лет!

Просмотры: 681

Среди более чем полусотни нафтановских технологических установок каждая по­-своему значима. Тем не менее, трудно не признать очевидный факт: у АВТ‑6 уникальная история, особые роль и статус. В эти дни есть повод вспомнить об этом, ведь 22 апреля коллектив овеянной славой установки отмечает полувековой юбилей.

Блок ректификационных колонн АВТ-6

Памятный «ленинский» пуск

Вторая половина 60­-х выдалась для Полоцкого НПЗ ударной. В 1966 году приняли в эксплуатацию установку АТ‑6, не имевшую аналогов в Европе и СССР. А уже в 1968-­м началось сооружение второй крупнотоннажной «первички» — АВТ‑6. Менее чем за год было смонтировано почти 200 единиц оборудования, более 63 километров трубопроводов, свыше 1 миллиона тонн металлоконструкций. А еще 880 тонн печных змеевиков и около 4,5 тысяч единиц арматуры! Производственные мощности АВТ‑6 раскинулись на площади 3,7 га (это почти семь полноразмерных футбольных полей!). На первых порах установка была даже выделена в специальное подразделение — цех № 20.

Пуск значимого производственного объекта, призванного олицетворять преимущество социалистического строя, приурочили к важнейшему событию в жизни страны — 100­-летию со дня рождения В. И. Ленина. Строители и нефтепереработчики не подвели. 22 апреля 1970 года на «первичке» получили первый бензин. По итогам 8­-й пятилетки за строительство и пуск АВТ‑6 в 1971­-м коллектив Полоцкого НПЗ был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

На возведении установки трудились лучшие специалисты не только завода, но и целой отрасли. В ходе строительства, пуска и освоения проектной мощности «первички» важнейшую роль сыграли начальник цеха № 20 Юрий Мелькин и его заместитель Юрий Меренков, начальник АВТ‑6 Борис Василевский и механик установки Владимир Нестеренко, а также старшие операторы Аркадий Козлов, Фёдор Кузнецов, Владимир Лапырёв, Алексей Герасименко и Борис Коханович.

 

АВТ‑6 набирает обороты и не сдает позиции

О ранней истории легендарной установки сказано и написано немало. Есть о ком и о чем вспомнить и непосредственным участникам тех событий — уважаемым ветеранам, отработавшим на АВТ‑6 по четыре десятка лет.

Замначальника установки Николай Герасименко, замначальника производства № 1 Александр Тутаев, начальник АВТ-6 Борис Лившиц и механик «первички» Иван Мозолевский, середина 1970-х гг.

– Пришел на завод в самом начале 1970-го, — рассказывает Виктор Чернов. — Пока монтажники делали свое дело, нас, молодых, оформили в строительное управление. Мне и Гене Кострице даже с отбойным молотком пришлось поработать. Потом определили в бригаду к Фёдору Кузнецову. Он и научил меня премудростям нефтепереработки. Все практические знания и умения получил от него. Во многом благодаря Фёдору Петровичу, и сам я дорос до старшего оператора.

– Столько воды утекло со дня пуска, — с ноткой грусти вздыхает Геннадий Кострица. — Прикинул, а ведь нас осталось не больше 15 человек. Живы еще Алексей Герасименко и Борис Коханович. Им, как и остальным старшим операторам, было в 1970-­м чуть больше за тридцать. Молодежь, считай, а уже успели и в пуске АВТ‑1 поучаствовать! Начинал я в бригаде Владимира Лапырёва. Очень хороший, умный человек, в меру строгий. В 1998 году я пришел ему на смену и отработал старшим оператором установки 
до самой пенсии.

В насосной АВТ-6 Полоцкого нефтеперерабатывающего завода, 1972.

На протяжении 1970­-х АВТ‑6 несколько раз подвергалась основательным реконструкциям. Последняя из них, завершенная в 1979­-м, позволила поднять проектный объем первичной переработки нефти с 6 до 8 миллионов тонн в год. А уже через два года установка покорила рекордный 9­-милионный рубеж!

Эпоху колоссальных объемов нефтепереработки на заводе хорошо помнит еще один ветеран АВТ‑6 — в прошлом старший оператор второй бригады Владимир Горбатенко.

– На установке я проработал не так много — 25 лет, — скромно отмечает Владимир Ва­сильевич. — Перешел сюда с «Термокрекинга» в 1988­-м. Это еще было время «давай­давай»! Черного золота хватало, и показатели переработки поражали воображение. Начальником установки был Евгений Колтунов, а механиком — Иван Мозолевский. На них во время ремонтов такая колоссальная нагрузка ложилась! Компьютеров не было — схемы руками чертили. Операторы всё время с крючком по установке ходили — иначе никак! Но нагрузка на установку давала знать: случались и аварии, и пожары.

Когда в начале 1990­-х на смену нефтяному изобилию пришел сырьевой голод, целый ряд установок завода, в том числе другой заводской исполин АТ‑8, были остановлены. Так, на четверть века АВТ‑6 превратилась в безальтернативный флагман «Нафтана».

Свой высокий статус «первичка» подтверждала постоянным обновлением. Сначала прошла модернизация котлов­-утилизаторов тепла отходящих дымовых газов. В 2002­-м завершилась реконструкция атмосферной части установки и началось постепенное внедрение распределенной системы управления CENTUM компании Yokogawa. В следующем году наступил черед вакуумного блока, а в 2007-­м — блока стабилизации вторичной ректификации бензина. Модернизация установки продолжалась и в ходе капитальных ремонтов 2011, 2014 и 2017 годов.

 

Главное богатство — люди

Высочайшие профессионализм и трудолюбие сторицей воздавались лучшим рабочим АВТ‑6. Аркадий Козлов снискал славу одного из самых заслуженных белорусских нефтепереработчиков. Доказательство — целая россыпь государственных наград, в числе которых два ордена Ленина и звание «Героя Социалистического Труда». Ярким свидетельством активной жизненной позиции и признанием трудовых заслуг Аркадия Козлова стало его избрание депутатом Верховного Совета СССР (1966–1970).

Михаил Масальский, Пётр Драгун, Аркадий Козлов, Евгений Колтунов, Геннадий Кострица и Александр Боровицкий

За многолетнюю работу на одной из крупнейших установок советской нефтепереработки высоких наград заслужили и товарищи Аркадия Степановича. Фёдор Кузнецов и Владимир Лапырёв получили орден Трудового Красного Знамени, Борис Коханович — орден Трудовой Славы III степени, а еще один старший оператор Анатолий Дырда — орден «Знак Почета».

В разные годы установку возглавляли сильные нефтепереработчики: Борис Василевский (1969–1973), Юрий Меренков (1973–1974), Борис Лившиц (1974–1977), Николай Герасименко (1977–1979), Пётр Климов (1979–1980), Мечислав Шамшура (1980–1987), Евгений Колтунов (1987–2003), Анатолий Минченко (2003–2018), Владимир Тупицын (2018–2020) и Александр Бадун (с 2020).

Начальник АВТ-6 Александр Бадун, оператор ЦПУ атмосферного блока Сергей Синкевич и оператор ЦПУ вакуумного блока Виталий Чернявский

Как и подобает одной из флагманских технологических установок не только производства НТиА, но и всего предприятия, АВТ‑6 давно снискала заслуженную славу кузницы кадров. Только среди нынешнего поколения заводчан через горнило легендарной «первички» прошли: заместитель генерального директора, руководитель дирекции по инвестиционным проектам, строительству и ремонту Юрий Паршонок, главный механик ОАО «Нафтан» Андрей Стрельченко, начальник отдела промышленной безопасности Дмитрий Божко, заместитель начальника технического отдела Александр Сидоров и заместитель начальника отдела управления по производству Александр Саржицкий. C АВТ‑6 вышли заместители начальника производства НТиА Алексей Беседин, Сергей Гусаров, Андрей Сипович и Владимир Тупицын, заместитель начальника АТ‑8 Сергей Святоха, инженер-­технолог АТ‑8 Иван Анкуд. Начинали на знаменитой «первичке» механики Иван Афанасьев (МГК), Андрей Баран («Висбрекинг­-Термокрекинг»), Игорь Лысаков (АВТ‑2), Андрей Фролов (АТ‑8) и Игорь Ядревский («Пенекс»).

Новые печи атмосферного блока

Наследники героев труда

Сегодня на АВТ‑6 трудятся 67 рабочих и 5 инженеров. Александр Бадун, который возглавил установку в феврале 2020­-го, доволен тем, что в непростых условиях она сохраняет работоспособность и, как и прежде, остается сердцем предприятия. Радует его и достаточно молодой коллектив, который успешно продолжает традиции своих славных предшественников.

– От Анатолия Минченко, легендарного начальника установки и уважаемого наставника, нам с Владимиром Тупицыным осталось хорошее наследство, — подчеркивает Александр Алек­сеевич. — Во-­первых, мы учились у него профессионализму и преданности нашей АВТ‑6. Во­-вторых, Анатолий Иванович создал сильный коллектив, способный решать самые серьезные задачи. Работники среднего возраста, наш костяк, обладают необходимыми знаниями и приличным опытом работы на установке. Последнее имеет особое значение. Логично, что наши бесспорные лидеры — старшие операторы. На них, я считаю, во многом и держится установка. Они задают темп работы коллектива. Это «руки» начальника установки. От них зависит, как будут двигаться «пальцы».

Старший оператор Пётр Зайченко

А «руки», о которых говорит Александр Бадун, поистине золотые! Первой бригадой, наследием Аркадия Козлова, руководит Сергей Черепковский. Уже в ближайшие недели его портрет украсит заводскую Доску почета. Более 30 лет работает на установке старший оператор второй бригады — Пётр Зайченко. Прошел все ступени от оператора ЭЛОУ еще один опытнейший специалист — Леонид Стрельченко. С начала века трудится на АВТ‑6 и уже с десяток лет возглавляет четвертую бригаду Алексей Валюшкин. В пятой старшим оператором работает главный старожил установки — Алексей Мусатков.

– Пришел на АВТ‑6 в 1980­-м, — вспоминает Алексей Алексеевич. — Попал сначала в бригаду к Борису Кохановичу, потом учился ремеслу нефтепереработчика у Аркадия Козлова. Пять начальников установки застал. Когда только пришел, нами руководил Мечислав Шамшура. Все его чаще по отчеству звали — Наполеонович. Всегда помогал молодым.

Оператор технологических установок Александр Чеботарёв, заместитель начальника установки Николай Поеников и оператор технологических установок Сергей Литовко

Очень доволен Александр Бадун командой инженеров АВТ‑6. Это заместитель начальника Николай Поеников, инженер-­технолог Владимир Зеленкевич, механик Олег Малиновский и инженер-­механик Константин Горбатенко.

Механик установки Олег Малиновский

Все они, как и сам Александр Алексеевич, начинали на установке, выросли здесь в сильных специалистов. Сегодня подает хорошие надежды молодежь. К примеру, будет стажироваться технологом, заместителем начальника Андрей Прокофьев. Есть перспективные машинисты технологических насосов — Михаил Храмцов и Дмитрий Гвоздев.

Машинисты технологических насосов Александр Кацапов и Андрей Алексеёнок
Оператор технологических установок Сергей Русаков

Взгляд в будущее

После 2017 года АВТ‑6, на первый взгляд, оказалась в тени АТ‑8. Нет потока высоких делегаций, ослабло внимание со стороны прессы. Но, по мнению заместителя начальника производства НТиА, а еще совсем недавно начальника установки Владимира Тупицына, в этом есть и свой плюс.

– Стало спокойнее работать, — размышляет Владимир Семёнович. — АВТ‑6 по­-прежнему остается на ведущих ролях. Во­-первых, при всех своих исполинских масштабах она неприхотлива. Во­-вторых, никто не сравнится с ней с точки зрения максимальной производительности. В­-третьих, очень востребован сегодня вакуумный блок, перерабатывающий мазут.

С возрождением АТ‑8, особо подчеркивает Владимир Тупицын, появилась возможность, в более спокойном режиме и основательно заниматься дальнейшим обновлением. В ходе капитального ремонта 2020­-го на установке запланированы завершение модернизации технологических схем 2017 года, замена глубинных емкостей и другие ответственные работы.

– Подготовка к ремонтной кампании уже началась, — подытоживает Владимир Семё­нович. — В этот юбилейный год нужно сработать еще лучше. Пользуясь случаем, поздравляю всех действующих и бывших работников АВТ‑6 с нашим большим праздником. 50 лет — это важный рубеж! Персоналу установки — работать спокойно и безаварийно. Всем, прежде всего, нашим уважаемым ветеранам — здоровья и оптимизма. Будем развиваться дальше!

Владимир ФИЛИПЕНКО
Фото: Ольга КОРОЛЬКОВА

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Loading...

Новое видео

Подпишитесь на Вестник Нафтана на YouTube!