Нефть — работа и искусство

Заводчане нарисовали «Нафтан», полоцкую Софию и создали серию миниатюр

Просмотры: 1 401

В Новополоцк с уникальным мастер­-классом «Нефть — работа и искусство» приехал художник Виталий КАСАТКИН, который много лет посвятил созданию картин из черного золота. Поучаствовали в знаковом для города нефтепереработчиков событии и те, кто день за днем работает с нефтью, — работники ОАО «Нафтан». Вместе с художником заводчане и гости нарисовали картины нафтановскими нефтепродуктами и сырьем, которое перерабатывают на нашем НПЗ. Результат коллективного творчества — полоцкая София, вид «Нафтана» с высоты птичьего полета, а также десятки миниатюр. Работы составят выставку, посвященную Году малой родины.

Потомственный петербуржский художник Виталий Касаткин — выпускник Академии художеств имени Ильи Репина. Продолжая дело деда и отца, Виталий Владимирович работал в оригинальной семейной технике рельефной живописи. Но последние десять лет посвятил именно живописи черным золотом. О нем, как о драгоценном и уникальном материале, художник способен рассказывать бесконечно, перечисляя множество применяемых техник и многогранность природного богатства.

Считается, что первыми использовали нефть и нефтепродукты в художественных работах именно российские живописцы, а в пример приводят выразительные работы Куинджи, наполненные особой игрой света и яркими переливами оттенков. Но в противовес некоторым художникам, которые в «цветные» работы лишь «добавляют красок» нефтепродуктами, все свои картины Виталий Касаткин пишет только нефтью. Даже обрамление для готовых работ он создает в особой технике: из рельеф­ного оттиска битумом. Именно такая «рама», по мнению художника, — лучшее решение для картины, написанной нефтью.

На страницах нашей корпоративной газеты мы не раз рассказывали о художнике и его работах. Например, в 2018-м во время Славянского базара в Витебске в акции художника поучаствовали заводчане: они создали несколько миниатюр о Новополоцке и нашем нефтеперерабатывающем предприятии. Работы вошли в коллективную картину — нефтяную карту Беларуси, которую художник посвятил Году малой родины в нашей стране.

Откликнувшись на предложение редакции «Вестника Нафтана», Виталий Касаткин прибыл в Новополоцк, побывал на территории белорусского нефтегиганта, увидел, где именно из сырья получают нафтановские нефтепродукты. Самые яркие впечатления у художника оставила экскурсия по флагману первичной переработки — установке АТ‑8. Начальник технологического объекта Виталий ДАНИШЕВСКИЙ показал гостю территорию «первички», рассказал о ее истории и мощностях нашего НПЗ. А художник оценил дизайн операторной, в которой нафтановцам приходится подолгу работать на смене, и поделился своими свежими идеями насчет цветового решения бытовых и рабочих помещений.

Побывав на многих российских нефтеперерабатывающих заводах, Виталий Касаткин оценил и крупнейший белорусский нефтехимический комплекс. Проезжая по сети ровных и аккуратных заводских дорог и проездов, наблюдая за зеленеющими газонами, обрамляющими технологические объекты, художник неоднократно отмечал, насколько аккуратны и внимательны к культуре производства нафтановцы.

А вечером в ведомственном Дворце культуры художника из Санкт-Петербурга встречали заводчане, руководители цехов и производств «Нафтана». К ним присоединились преподаватели и студенты из Полоцкого государственного университета, представители предприятий-партнеров нашего НПЗ и многие другие интересующиеся искусством. В подарок из рук начальника производства НТиА Александра УСТИНОВА художник получил нафтановские нефтепродукты.

– Нефть способна заменить множество цветов, и, в отличие от многих красок, это — экологический материал, — отмечает Виталий Касаткин. — У нас вышел очень необычный мастер-класс: здесь впервые используются нефтяные остатки, продукты нефтепереработки, а особенно примечательно, что в роли художников себя пробуют люди, чья работа так или иначе связана с нефтью.

Мастер добился десятков оттенков черного золота — сегодня в арсенале Касаткина их уже 64. Разные сорта нефти и виды нефтепродуктов составляют огромную палитру для творчества, а в умелых руках художника обретают новую жизнь. Как вспоминает сам художник, первый битум, которым он начал работать, был именно нафтановским и как будто созданным для искусства.

Немного рассказав о своем творческом пути, о техниках, в которых пишет свои картины, Виталий Касаткин поделился особенностями работы с нефтяными «красками». А потом предложил гостям вместе нарисовать полоцкую Софию и вид «Нафтана» с высоты птичьего полета. Каждый пожелавший внес свою лепту в создание памятной картины, оставив небольшой рисунок в одной коллективной работе.

Вдохновившись первыми успехами, слушатели заняли рабочие места и следили за ловкими движениями мастера, наблюдали, как из-под его рук мгновенно появляются монохромные сюжеты. И каждый погрузился в индивидуальную творческую работу. На столах — листы пенокартона, основного материала для «холстов» будущих нефтяных картин. Кисти разного калибра, нефть из разных месторождений, нафтановский битум… Разные инструменты и техники — разные эффекты для самовыражения. Завершенные работы требуют долгой сушки — от пары часов до нескольких дней.

Среди прочих Виталий Владимирович продемонстрировал и технику монотипии — создания картины из оттиска. Каждый отпечаток даже при одинаковых материалах и ­условиях уникален. Именно такая техника позволяет неопытным, начинающим художникам раскрепоститься и «расписаться», дав волю воображению.

– Я ощутил необыкновенный творческий подъем, который почувствовали увлеченные рисованием участники мастер-класса, — говорит Виталий Касаткин. — Всего за пару часов работы профессиональные нефтепереработчики и химики создали целую выставку миниатюр в абсолютно разных техниках. Они не стеснены рамками одного направления. Вдохновившись, смешивали разные нефтепродукты, разные сорта нефти и получали каждый раз оригинальные оттенки, свои уникальные шедевры.

Конечно, гости увидели далеко не все техники и возможности материала, но они познакомились с новыми гранями искусства, новыми возможностями черного золота. И сегодня получился своеобразный нефтяной фестиваль. Некоторые работы достойны занять свое место в Музее нефтяного искусства.

Оценивая миниатюры начинающих художников, Виталий Владимирович находил сравнения со стилистикой работы японских мастеров, отмечал, насколько безгранична фантазия, насколько широк диапазон техник и стилей работ вдохновленных встречей участников. И это при том, что материалы у всех были одни и те же. Но множество комбинаций и создало разнообразие миниатюр для будущей итоговой выставки: работы заводских художников позже составят экспозицию, посвященную, по задумке Виталия Касаткина, Году малой родины.

 

Елена Овчинникова, заместитель начальника Центральной лаборатории:

– Было очень интересно побывать на таком мастер-­классе. Я не ожидала, что из нефти, с которой я работаю уже тридцать лет, можно создавать такие шедевры.

Мастер-­класс оказался познавательным, мне очень понравилось. Да и сам Виталий Касаткин — человек очень интересный. Особенно хорошо, что встреча с художником прошла именно в таком формате. Прекрасная задумка, чтобы люди взяли кисточки в руки, сами попытались что­-то изобразить и стали немного ближе к искусству.

Рисовать я пришла вместе с внуком Алексеем: он остался в полном восторге, а дома заявил, что теперь вместо красок ему нужна нефть. Ему тоже очень понравилось, уходить не хотел.

Нефть неожиданно хорошо ложится, она дает такие разнообразные оттенки, такую игру красок! Это вполне самодостаточный материал — одной ею можно создавать целые картины, абсолютно разноплановые.

 

Виталий ДАНИШЕВСКИЙ, начальник установки АТ‑8, производство НТиА:

– Интересно было увидеть нефть не только непосредственно как сырье для разгонки на узкие фракции нефтепродуктов, но и второстепенно — в искусстве. Не ожидал, что ее можно использовать в виде красок, и даже больше — что есть множество оттенков в зависимости от сорта нефти и вида нефтепродуктов. Это удивило, пожалуй, больше всего.

Оказалось, с помощью привычного для меня сырья можно создавать тени, разные штрихи. Отмечу и то, как мастер прикасался к нефти: он работал вживую, не только с помощью кистей. Художник создавал сюжеты пальцами, оттисками, вкладывая в картины часть своей души.

Поразило и искусство мастера, и творчество наших коллег из цехов и производств предприятия, приглашенных гостей. Было бы здорово проводить такие «уроки релакса», например, при Дворце культуры: думаю, детям это тоже было бы интересно.

 

Алеся САЗОНОВА, лаборант химического анализа Центральной лаборатории:

– После посещения мастер-­класса художника Виталия Касаткина фразу «Век живи — век учись» я изменила на «… век удивляйся»… 11 лет я работаю на заводе с нефтью и нефтепродуктами (а еще 10 до этого обучалась химии). Мне казалось, что знаю многое про черное золото — про его состав, свойства, влияние, переработку. Но не тут-­то было! На мастер-­классе испытала шок: увидела картины, нарисованные нефтепродуктами, — красоту, созданную с помощью нефти.

Хоть сама я не обладаю талантом художника, но когда предложили стать автором «нефтяной» картины, не удержалась: рука сама потянулась к кисточке. Такой шанс выпадает не часто. Я очень благодарна организаторам за этот мастер-­класс!

 

Елизавета ПЕТРЕНКО
Фото: Елизавета ПЕТРЕНКО

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Loading...

Опубликовано в №:

  06.04.2019
(3,1 MiB, скачали - 826)

Новое видео

Подпишитесь на Вестник Нафтана на YouTube!