Трехстороннее корпоративное сотрудничество предприятий концерна «Белнефтехим» — ОАО «Полоцктранснефть Дружба», РУП «ПО «Белоруснефть» и ОАО «Нафтан» — принесло свои плоды. Реализован важный для отрасли проект. В преддверии 2019-го сдали в эксплуатацию магистральный нефтепродуктопровод «Новополоцк — Фаниполь». Его протяженность составляет 292 километра. Реализовала проект «Полоцктранснефть Дружба». Путь транспортируемых продуктов на нефтебазу компании «Белоруснефть» по новой артерии начинается на нашем предприятии, и корреспондент газеты побывала в отправной точке. Там, где «Нафтан» граничит с «Дружбой».
В Беларуси над проектом по внедрению схемы поочередной перекачки двух нефтепродуктов — дизельного топлива и бензина — начали работать несколько лет назад. В конце декабря 2016 года вступил в строй первый комплекс — участок в 86,4 километра, который соединил ОАО «Нафтан» со складом хранения компании «Белоруснефть» в населенном пункте Крулевщина Докшицкого района. Он с января 2017 года успешно функционирует. В середине нынешней зимы в торжественной обстановке открыли еще одну, более длинную «ветку» — до Фаниполя под Минском.
По словам директора ОАО «Полоцктранснефть Дружба», члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Василия ДРОБОТОВА, главная причина строительства трубопровода для транспортировки нефтепродуктов с ОАО «Нафтан» до вышеназванных нефтебаз — экономическая. Возведенный почти 300-километровый магистральный нефтепродуктопровод позволит значительно снизить затраты на доставку топлива. По трубе — дешевле, чем автомобилем или по железной дороге. А это хорошая выгода прежде всего для ПО «Белоруснефть», которое в свое время и предложило построить магистральный нефтепродуктопровод.
Плюсы нефтепродуктопровода и в быстрой скорости поставки, и в минимуме экологических рисков. Если говорить о максимальном объеме, то в год по трубе на нефтебазы «Белоруснефти» может поставляться до 1 миллиона 450 тысяч тонн «дизельки» и бензина, при этом только за один месяц можно высвободить из грузооборота более 2000 вагонов.
– Ввод этого важного для отрасли нефтепродуктопровода — результат слаженной и профессиональной работы всего коллектива дружбинцев, которым, порой, приходилось круглосуточно трудиться, — говорит Василий Дроботов. — Отлично со своими задачами справились и все подрядные организации. Я уверен, что наша команда достойно освоится и с новым для предприятия видом деятельности, и с эксплуатацией нефтепродуктопровода.
Инвестиции, вложенные в объект, составили почти 70 миллионов рублей. В числе особенностей проекта то, что стройка велась в техническом коридоре существующих коммуникаций. Это позволило минимально затронуть леса и сельхозугодья, снизить расходы на строительство.
Прибываем в нафтановскую точку отправки. Территория цеха № 8 — транспортные ворота нашего предприятия. Отсюда топливо и «растекается» по разным уголкам мира. Так же белорусским и иностранным потребителям уходят битумы, бензол, параксилол, ортоксилол, нефрас, толуол, серная кислота — почти 90 % ассортимента под брендом «Нафтана». Технологическая база продуктопровода располагается в самой дальней точке цеха (как и завода), на территории нового парка нефти, который граничит с «Дружбой». Собственно, отсюда начинается транспортировка топлива по трубе.
Участок, который находится в ведении «Нафтана», — это один километр железной «ветки», три резервуаратридцатитысячника, оснащенная по последнему слову техники насосная. Обслуживание почти всего продуктопровода, обеспечение его качественной работы ложится на плечи коллектива дружбинцев. Этой магистралью может управлять всего один человек: процесс полностью автоматизирован. На всей протяженности «ветки» есть пункты контроля. Они оборудованы управляемой запорной арматурой, датчиками контроля давления, связанными в единую систему обнаружения утечек перекачиваемого продукта, видеокамерами.
Работники товарносырьевого цеха отвечают за эксплуатацию, обслуживание и функционирование звена, которое находится в технологической цепочке «Нафтана». А это всё — от ежевахтовых осмотров этого участка «артерии» и соответствующего оборудования до текущих ремонтов.
– В важном проекте для «Полоцктранснефть Дружбы» и всей нефтехимической отрасли страны нафтановцы провели свои значительные подготовительные работы, — говорит заместитель начальника товарносырьевого цеха по технологии Сергей ШАРКОВ. — Согласно выдвинутым техническим решениям, на территории базы хранения нефти с нуля построили «артерию», которую соединили с дружбинской «веткойгигантом», перепрофилировали часть резервуарного парка…
В 2018-м на нефтебазу «Белоруснефти» в населенный пункт Крулевщина отправлено почти 200 тысяч тонн дизельного топлива. Технологическая цепочка такова: в резервуары, подключенные к трубопроводу, с заводских установок закачиваются составляющие светлых нефтепродуктов. В «тридцатитысячнике» компоненты смешиваются до состояния готовой товарной продукции. Затем она анализируется и паспортизируется. Произведенное топливо по трубе сначала отправляется на «Дружбу», а оттуда — своей головной насосной по 292-километровому трубопроводу наши партнеры перекачивают продукт на нефтебазы ПО «Белоруснефть»: в Фаниполе располагается одна из самых крупных в республике. За транспортировкой дружбинцы следят через свою центральную диспетчерскую.
Первые тонны светлых нефтепродуктов на нефтебазу в Минской области поступили в день открытия продуктопровода. Пока по новой «ветке» будет идти только дизельное топливо. По словам заместителя генерального директора РУП «ПО «Белоруснефть» Сергея КАМОРНИКОВА, в перспективе планируют начать транспортировку и автомобильного бензина (путем последовательной перекачки). Для нефтехимической отрасли Беларуси важность введенного в строй магистрального нефтепродуктопровода очевидна — особенно в условиях реализации налогового маневра в нефтяной сфере страны-соседки.
Ольга КОРОЛЬКОВАФото: Ольга КОРОЛЬКОВА Опубликовано в №:
09.02.2019
(2,8 MiB, скачали - 741)
Новое видео
Подпишитесь на Вестник Нафтана на YouTube!