Автор: Дарья Алексеева Люди

Как полимировец Илья ДРОВОСЕКОВ создает необычные модели из бумаги?

Сколько интересных хобби у наших нафтановцев и полимировцев! Среди них есть и оригинальные. Например, паперкрафт (англ. — бумажное моделирование). Идея получила большое распространение в странах Азии и в Европе, объединив людей разных поколений. Современным искусством увлекся и инженер­-программист сектора системного программирования цеха № 607 Илья Дровосеков. Заводчанин рассказал, как стал заниматься паперкрафтом и с какими сложностями могут столкнуться новички.

– Илья, расскажите о своем увлечении. Когда вы к нему пришли?

– Начиналось всё с обычного кубика Рубика и деревянных головоломок. В детстве еще очень нравилось собирать бумажные модели, которые готовыми продавались в магазинах. Отец показывал основы, и дальше я разбирался сам. Взрослея, хотелось делать что­то свое, не покупное. Первый паперкрафт изготовил после армии в 2015 году. Обучался сам, смотрел ролики на YouTube, читал статьи.

– А чем отличаются бумажные модели от деревянных головоломок?

– С деревом сложнее работать, его нужно обрабатывать. С бумагой проще: печатаешь схему, вырезаешь детали и склеиваешь их. Процесс сборки и в первом, и во втором случаях особо не отличается.

– Заготовки для будущих бумажных моделей берете готовые или создаете их сами?

– Есть множество готовых платных и бесплатных схем. Я стараюсь создавать и собственные. Можно сделать практически всё: от животных до любимых героев мультфильмов. Но на это потребуется некоторое время.

– Как сделать собственную модель?

– Для начала нужна 3D­-модель будущей поделки. Ее можно поискать готовую в интернете или нарисовать самим в специальной программе. «Подогнать» под себя, выставить размеры. Есть специальные приложения, которые прорисовывают контур. Большую фигуру на один лист никак не уместишь, придется склеивать из нескольких листов А4. А дальше уже идет сборка.

– Какая бумага нужна для печати развертки?

– Толщина бумаги зависит от размера фигуры: чем она масштабнее, тем выше плотность. В идеале — картон. Советуют использовать до 180–200 г/­м2. Но для средних фигур подойдет даже обычный канцелярский.

– С какими нюансами приходилось сталкиваться в процессе сборки?

– Дьявол кроется в деталях. Нюансов много. Нужно учитывать погрешности из­за толщины бумаги. Программа это не всегда понимает. Она словно рисует «плоскость», которая не имеет толщины. Часто при склейке последних замыкающих граней получается зазор. Его можно скорректировать в процессе или позже заклеить место, где это выявилось.

Еще нужно подобрать клей. При сборке многие используют ПВА. Но он жидкий и часто стягивает бумагу, образуя волны. Минус — долго сохнет. Я использую «Момент Кристалл». Фиксирует он надежно, но детали потом уже сложно корректировать.

– А как придать цвет и прочность модели?

– Я называю это финишной обработкой. Самый удачный способ, который я нашел, это пропитывать «эпоксидкой» и не трогать модель в течении суток. Фигура получается, как из пластика. Но есть один минус — подвижные части после обработки не сгибаются. Можно применить и шпатлевку по дереву, а потом отшлифовать. Но по итогу получается модель, которую можно просто распечатать на 3D­принтере, не прилагая усилий.

Дальше покраска — скотч, пленка, баллончики с краской. Белый картон можно и фломастерами раскрасить. Или сразу же печатать развертку на цветном картоне. Здесь кому как проще и нравится работать.

Большинство моих моделей не закончены, потому что обработка и покраска — это не так интересно, как разработка и сборка. Здесь удовольствие от самого процесса!

– Сколько времени уходит на создание одной модели и сколько их в коллекции?

– Зависит от размера. Например, голову быка я делал из бесплатной готовой развертки. Примерно по два часа в день. Где­то 12–14 часов. За неделю можно сделать. Если это подарок на день рождения, то лучше начинать за полгода. На разработку эскиза уходит пара месяцев.

Всего в коллекции около 30 моделей — это крупные, полноразмерные и законченные. Мелкие я не считаю. Помню, делал танк, там очень маленькие детали. Приходилось работать пинцетом.

К новому 2022­-му планирую сделать голову тигра. Это символ следующего года.

– Нужны ли какие­то особые инструменты для занятий?

– Нет, только ножницы и клей. Но, чтобы контуры были ровные, можно использовать нож и линейку. Так сгибается легче, четче и результат получается красивее.

– Занятие однозначно требует усидчивости. И ваша профессия тоже связана с этим качеством.

– Паперкрафт — это как программный код. Его маленькие строчки отдельно ничего не значат, а вместе — программа. Так и здесь, из отдельных частей создаем фигуру. Ремесло не сложное, но оно должно вас увлекать. Это время и кропотливая работа, порой монотонная.

Усидчивость мне помогли развить пазлы. Это еще одно увлечение. Из последнего — 4000 деталей. Пока отложил в долгий ящик такой же сложный пазл, который подарили друзья, — карту мира с животными.

– Какие советы дадите новичкам в паперкрафте?

– Пробовать! Сходить в магазин, найти что­то похожее на развертки. Чем больше прямоугольников в схеме, тем лучше. Их клеить легче всего: там сложно ошибиться, и погрешность мала. Можно начинать и с деревянных деталей.

Иногда моделирование путают с оригами. Однако между ними существенная разница, как в технике создания, так и в готовом виде. Для оригами не используют схемы и клей — только ловкость рук. Для меня в паперкрафте всё гораздо интереснее.

Фото автора и из архива Ильи ДРОВОСЕКОВА

Больше фото и новостей в нашем Telegram 
Смотрите наши видеоновости