Пуск установки замедленного коксования и увеличение глубины переработки поспособствовали увеличению выпуска дизтоплив. Вечные споры о том, какой двигатель лучше — бензиновый или дизельный — останутся главными темами обсуждения автовладельцев. На производство дизтоплива повлияли ход истории и развитие промышленности. Заместитель начальника производства № 1 по технологии производства «НТиА» Виталий Ремез подготовил экскурс, центральной темой которого стал выпуск ДТ и поэтапное строительство технологических установок «Нафтана».
На заре нефтепереработки человечество использовало только бензиновую фракцию и керосин. Дефицит топлива и развитие промышленности диктовали новые веяния. Благодаря пытливым умам таких ученых, как Рудольф Дизель, наука не стояла на месте. Дизельная фракция 230–360, которую раньше не использовали, стала самой востребованной в мире.
В 1897 году 28 января Рудольф Дизель испытал двигатель внутреннего сгорания нового типа с самовоспламенением топлива от сжатия. Образец был пригоден для серийного производства.

– Преимущество дизтоплива (ДТ) очевидно для его применения в промышленности, — говорит Виталий Ремез. — Дизельный двигатель мощнее, его конструкция прочнее и долговечнее. Соответственно, потребность в ДТ определяется уровнем мировой экономики. Поэтому особенность «Нафтана» в том, что объем выпускаемого ДТ максимизирован в производственном пуле нашего предприятия.
Нефтепереработка развивалась, а экологические требования постоянно ужесточались. Многие страны ввели стандарты Евро. Сейчас «Нафтан» благодаря реконструированным установкам «Гидроочистки» выпускает топлива Евро‑5 с ультранизким содержанием серы. Это позволило в несколько раз сократить количество выбросов в окружающую среду.
Но ценой этого достижения стала потеря органических сернистых соединений и вместе с ними одного из его свойств — способности смазывать детали топливной системы и двигателя. Смазывающую способность дизельному топливу вернули путем добавления первой присадки.
Присадки — вещества, добавляемые в малых количествах к топливам и техническим маслам для повышения их эксплуатационных характеристик. Содержание присадок в жидких топливах и маслах обычно не превышает сотых или десятых долей % по массе.

Для качества бензина в приоритете октановое число, а для дизтоплива — цетановое число (ЦЧ). В химическом смысле это противоположности. ЦЧ — показатель самовоспламеняемости топлива.
– Цетановые числа дизельных топлив зависят от их углеводородного состава, — поясняет Виталий Владимирович. — Парафиновые углеводороды — лучшие компоненты для получения дизтоплива. Это обусловлено тем, что они имеют самые низкие температуры самовоспламенения и, следовательно, самые высокие цетановые числа. Самые низкие ЦЧ у ароматических углеводородов, более стойких к термическому распаду и самовоспламенению. Нафтеновые и олефиновые углеводороды занимают промежуточное положение. Кроме того, ЦЧ зависят от температуры кипения фракций: при ее повышении цетановое число повышается.
Цетановое число также является экологической характеристикой топлива. Тем ниже ЦЧ, тем меньше полнота сгорания топлива в двигателе.

Первое увеличение глубины переработки нефти до 70 % на нашем предприятии началось с модернизации «Гидроочистки № 1» под «Мягкий гидрокрекинг» и строительстве комплекса «Гидрокрекинг» для дальнейшего выпуска высококачественного дизтоплива (с высоким цетановым числом, содержащего малое количество ароматических углеводородов) из вакуумных дистиллятов мазута.
– Чтобы добиться экономической эффективности «Нафтан» приступил к реализации проекта комплекса замедленного коксования для увеличения глубины нефтепереработки до 92%, — поясняет Виталий Владимирович. — В результате выпуск дизтоплива снова увеличили благодаря пуску УЗК. Образованное в коксовых камерах ДТ, к сожалению, не может обладать высоким цетановым числом.
При наступлении морозов водители дизельных авто начинают волноваться. Высокомолекулярные парафины, обладающие высоким ЦЧ, начинают замерзать. Чтобы позаботиться о потребителях «Нафтан» внедрил технологию депарафинизации, она позволяет улучшить низкотемпературные свойства дизельки. Но улучшение одного из параметров закономерно влечет изменение другого, в данном случае — снижение ЦЧ. Иными словами, ПТФ — это сезонная сложность, решение которой состоит в применении депрессорной присадки.


Сергей ШАРКОВ, заместитель начальника цеха № 8 по технологии:
– «Товарно-сырьевой» цех располагает несколькими парками для хранения дизтоплива общим объемом 240 тысяч тонн. Таким образом, «Нафтан» способен обеспечить хранение ДТ без отгрузки потребителю в течении 20 суток.
Если говорить о зимнем ДТ в сезоне 2022–2023 наше предприятие выпускало два вида: ДТ-З-К5 класса 0 и ДТ-З-К5 сорта F. Их отгрузка ведется по трем направлениям: железнодорожный транспорт для реализации на внутреннем рынке и на экспорт; трубопровод на Фаниполь и трубопровод на Новополоцкую нефтебазу.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Смотрите наши видеоновости на Яндекс. Дзен