Качество топлива на «Нафтане» гарантируют

На потребителях здесь не экспериментируют

Просмотры: 3 696

Периодически на интернет-форумах оживляются темы о качест­ве белорусского топлива. «Вестник Нафтана» адресовал самые острые вопросы руководителям предприятия. В нашем интервью главный технолог ОАО «Нафтан» Дмитрий ГИМБУТ и заместитель главного инженера по производству топлив и ароматики Александр БИРЮКОВ рассказали, как выбирают топливо для своих автомобилей, какие эксперименты в этой области они проводили, почему проезжают мимо некоторых АЗС и как в погоне за брендами не навредить своему железному коню.

Каким топливом вы заправляете свои машины, качество устраивает?

Александр Бирюков: Этот вопрос с самого начала условно поделит нас на два лагеря. Так сложилось, что у меня всегда были только дизельные автомобили, а у Дмитрия Александровича — бензиновые. Но относительно качества мы солидарны: и дизельное топливо (ДТ), и бензин у «Нафтана» замечательные! Свое первое дизельное авто я купил около 15 лет назад. В то время ездить на солярке было дешевле, и поэтому машины с дизельным двигателем продавались даже дороже аналогичных бензиновых. Это было, наверное, модно и довольно экономично. Кто ездит на большие расстояния, имеют значительную экономию.

Дмитрий Гимбут: Свой автомобиль я заправляю бензином согласно рекомендациям завода-изготовителя авто (руководство пользователя). С октановым числом не «химичу» — не жадничаю. Его изменение в сторону уменьшения и увеличения я проверял на автомобилях. Был у меня и «Москвич-412» — первая машина, и Nissan, теперь — Toyota. Я с детства знаком с устройством бензинового двигателя. Мне нравится работа авто на бензине, особенно зимой. Хотя сегодня, когда стоишь рядом с современным автомобилем, по звуку сложно сказать бензиновый он или дизельный. Перестали греметь, как тракторы.

А. Б. Да, бытовало мнение, и не секрет, что некоторые до сих пор так считают, что водители дизельных авто всегда грязные, постоянно «ковыряются» в моторе. Сегодня ситуация совсем другая, дизели стали другие, топливные системы — современные. Какая у меня машина? Сейчас это SKODA Octavia, предыдущие тоже были популярных народных марок от концерна Volkswagen.

Д. Г. Ну, а что касается качества, я по возможности заправляюсь только нафтановским бензином, и он меня полностью устраивает. Ни разу не подвел. В дальних поездках останавливаюсь на заправках «Белнефтехима», «Белоруснефти». Иногда, прочитав паспорт производителя топлива, могу проехать мимо, до следующей.

Как вы считаете, если провести лабораторное исследование качества топлива, которое производит «Нафтан», и взять пробу на АЗС, совпадут ли результаты?

А. Б. Мои знакомые часто задают мне этот вопрос. Но следует хорошо понимать одно, что некачественный товар просто не выпустят за ворота предприятия. Качество нафтановского топлива подтверждается соответствующими нормативными документами. Продукция проходит несколько этапов контроля. Что касается качества приобретенного топлива на заправках, то за него, несомненно, помимо завода также отвечает и сама АЗС.

«Нафтан» поставляет топливо за рубеж — претензий от наших иностранных партнеров не поступало. Больше скажу, по некоторым основным показателям, которые у всех на слуху (цетановому числу и содержанию серы для ДТ, октановому числу для бензина), наша продукция имеет небольшой качественный запас. Он возможен по причине технологический специфики нашего производственного процесса. Данный небольшой запас также необходим, чтобы не возникало вопросов у потребителей, которые тоже проводят собственный анализ качества в своих лабораториях, а любой прибор или метод испытания имеет погрешности.

Д. Г. Отвечая на этот вопрос, я могу говорить только за «Нафтан» в рамках своей компетентности. Но для потребителей важно знать, что в Беларуси действует система менеджмента качества ISO-9001, которая подразумевает контроль над всеми технологическими циклами производства топлив. Белорусские АЗС приобретают бензин от разных производителей. По своим качественным характеристикам топливо может незначительно отличаться, но все равно будет соответствовать стандарту, принятому в нашей стране и не должно выйти за пределы допустимых норм.

У каждого показателя, например, плотности, содержания серы, октанового числа и других есть свой диапазон. Даже если пробы топлива с АЗС и завода будут иметь различия, уверен, что все значения параметров будут в рамках допустимых границ. Важно помнить, что нет одного числа для определения качества, есть диапазон. Еще раз подчеркну, рекламаций по качеству топлива к ОАО «Нафтан» нет. Потребителям советую внимательно относиться к выбору заправок, особенно путешествуя по России.

Новые технические регламенты, изменения в названии топлива, могут запутать потребителя. Что надо знать автомобилистам о бензине и ДТ К-5?

А. Б. В этих названиях мы стремимся к унификации с Европой. Все просто. В Беларуси с этого года используется дизельное топливо только экологического класса К-5, с содержанием серы до 10 ррm. Оно соответствует стандарту Евро-5, а также требованиям техрегламента Таможенного союза. Что касается бензинов, то «Нафтан» может выпускать бензины экологических классов К-3, К-4 и К-5 с октановыми числами 92 или 95. В основном сегодня люди на заправках берут 92‑й бензин К-5, хотя в техпаспорте новых авто будет указано, что предпочтительным видом топлива является 95‑й. Но этот вопрос находится в плоскости отношения к своему авто: немного экономить, или, все же, заливать топливо, которое предписано инструкцией по эксплуатации.

Д. Г. Новый технический регламент Таможенного союза не ужесточает требований по показателям качества топлив относительно их эксплуатационных характеристик. Кроме того, простой потребитель должен знать, что К-5 — это экологический класс топлива, ужесточающий относительно классов К-3, К-4 требования к топливу по следующим показателям качества: содержание серы и ароматики для бензинов, полициклической ароматики и серы для ДТ (аналогично стандартам Евро-4, Евро-5).

Нельзя делать вывод, но часто его приходится слышать, что топливо Евро-5 (К-5), лучше, чем Евро-4 (К-4). Оно такое же, только более «экологичное». Вашему двигателю это будет не интересно, машина поедет одинаково.

Кроме того, мы должны знать производителя топлива. Эту информацию можно уточнить на АЗС. Я выбираю и всем советую «Нафтан».

В претензиях автовладельцев звучит требование топлива европейского класса. Часто приводят в пример рейтинги Международного центра по надзору за качеством горючего (IFQC). Беларусь в нем смотрится совсем не выигрышно.

Д. Г. Извините, но, ни я, ни Александр Валерьевич, работая в сфере нефтепереработки, посещая международные конференции, мы не слышали о таком рейтинге. Есть европейские нормы, и наше белорусское топливо им соответствует. Оно, как минимум, не хуже, например, чем у многих наших ближайших соседей. Давайте посмотрим, кто там в пятерке? Чехия, Голландия… — это, в том числе, нафтановское топливо. За несколько лет в Европе закрылось более десяти нефтеперерабатывающих заводов. Там выгоднее купить топливо, например в Беларуси, сделать микс и продать его под своим именем (брендом), чем произвести. Работает простая схема: купить под собственным паспортом топливо у нескольких заводов по выгодной цене. Дальше — блендинг, микс — вот вам на заправке, к примеру, -«х»-oil.

А. Б. Возьмите наш бензин, добавьте к нему, например, 0,5 % спирта или эфира — вот и новый продукт. Новый по названию, но по качеству отнюдь не революционный. Что касается разных рейтингов, то западные аналитики часто не видят разницы между Беларусью и РФ и дают обобщенные данные нашей страны‑соседки. А ситуация по топливу в Беларуси и в России принципиально отличается. Там до сих пор существуют частные мини-НПЗ, а также много мелких недобросовестных поставщиков топлива, которые, как герой известного фильма, промышляют «смесительным» или «разбавительным» бизнесом. Естественно, власти с этим борются, но пока стоит признать наличие таких фактов.

Д. Г. Тем не менее, инженеры нашей службы заинтересовались этим рейтингом. Есть множество аналогичных, на которые ссылаются потребители. Радует, что у нас продвинутые автолюбители, но это похоже на шутку про британских ученых, которые всё знают, но их никто не видел.

С Европой у нашего топлива одинаковые нормы по всем основным качественным характеристикам (показателям). Для нашего покупателя мы можем произвести топливо с любыми параметрами, которые будут для нас экономически выгодны. Трудно сказать, какой был выбран алгоритм сбора информации для этих рейтингов. Но, поверьте, первые позиции в нем точно не изменят положение «Нафтана» на рынке. Потребители четко знают, что имя «Нафтан» — уже гарантия качества выпускаемой продукции. Это результат работы профессионалов на нашем предприятии за десятилетия.

Что сегодня делает «Нафтан», чтобы гарантировать качество своего топлива, и что в перспективе позволит предприятию улучшить эти характеристики? Какие реконструкции ведутся?

А. Б. Что касается дизельного топлива, то сегодня мы проводим реконструкции, цель которых полностью перейти на выпуск топлива с содержанием серы 10 ррm и ниже (сейчас завод производит также дизельное топливо с серой 50 ppm, которое идет на экспорт). Наверняка в перспективе нас ждет новое качество Евро-6 и должен быть хороший потенциал у установок, чтобы и в будущем обеспечивать производство конкурентоспособной продукции.

Уже завершилась реконструкция второго блока первой гидроочистки. На очереди гидроочистки № 2 и 3.

Что касается цетанового числа нафтановского дизельного топлива, то могу отметить, что благодаря использованию нефти преимущественно одного сорта с относительно постоянным качеством, а также с нашим набором технологических процессов, оно всегда выше нормы. Таким образом, дополнительно присадками мы его не поднимаем.

Д. Г. Расставлю акценты. Наши реконструкции в первую очередь направлены на получение дополнительной прибыли с единицы переработанного сырья. Наш технологический цикл позволяет производить качественное топливо, которое удовлетворяет всем европейским нормам. Мы уже производим лучшее, наша задача — увеличить количество. Важно повысить безопасность эксплуатации производственных объектов, улучшить экологическую ситуацию.

А. Б. Сегодня «Нафтан» углубляет переработку нефти и получит экономический эффект. Полученное дополнительное количество топлива мы доведем до нормы и сможем выгодно продавать.

Д. Г. Выскажу свое субъективное мнение относительно улучшения экологических характеристик в топливах. Стремясь к лучшему, нужно сохранять здравый смысл.

И напоследок — блиц­негодований от автовладельцев. А) На разных заправках — разное качество бензина. Б) На белорусский бензин часто грешат за то, что он расходуется быстрее (пишут россияне). На украинских форумах противоположное мнение. В) Выскажите вашу точку зрения, топливо и присадки: эффект или дефект?

А. Б. Да, на заправках может быть разный бензин: мозырский, новополоцкий, российский. Он будет незначительно отличаться (по показателям в паспорте качества, по составу), но качественные характеристики будут в установленных нормами диапазонах. Мы говорили об этом раньше. Пусть кто‑то скажет, что заправился определенным бензином и ездил на одном баке дольше или дальше, чем обычно — это субъективное мнение, ведь на одном баке такой вывод сделать сложно. Причины могут быть разные, но все спешат обвинять заправку и производителя топлива.

Д. Г. Чтобы выяснить, на каком бензине мне выгоднее ездить (по октановому числу), я как автолюбитель провел эксперимент. В паспорте моего автомобиля написано, что следует заправляться топливом с октановым числом не ниже 91 (двигатель Евро-4). Я заправлялся 92‑м и ставил отсечку на 1500 км. Потом делал сброс и заливал 95‑й. Такой километраж позволил сделать правильный выбор. Заправив бак однажды, сложно что‑то утверждать. У топлива (бензина) с плотностью 730 и 740 кг/м3 (эти числа находятся в допустимом диапазоне качественных характеристик) будет разный расход (л/100км).

Мифы, мнения сограждан с форумов сложно опровергнуть. Как главный технолог могу сказать, что «Нафтан» не получал официальных рекламаций. Да и в быту я не слышал претензий.

А. Б. Теперь про брендовые бензины. Лично мне не совсем понятно, почему их так назвали. Брендовым следует считать бензин с улучшенными характеристиками, которых добились целенаправленно с применением специальных процессов, и теперь этот продукт продают дороже, так как он прошел больше производственных стадий. Преимущество топлива, которое сегодня активно рекламируется, мне сложно оценить, так как я не владею технологией его приготовления. Да, пишется, например, про моющие свойства топлива. Но, уверяю вас, что ни один потребитель не сможет по ходу своего авто определить, залил он брендовое топливо или нет. Покажет ремонт двигателя. Да и с чем будем сравнивать? Нужно иметь похожий двигатель, который проработает в аналогичных условиях.

Д. Г. Да, неплохо иметь свой «пистолет» на заправке. Не нужно тратить никакие средства, кроме как на рекламу брендового бензина. Изначально потребителю предлагают обычный продукт, с небольшим запасом качественных характеристик, на которых расставляют акценты. Но чтобы получить эти излишки, производителю не нужно тратиться, т. е зачастую это просто маркетинговый ход.

А. Б. И вновь мы слышим мнение безымянных экспертов. Могу с уверенностью сказать, какая бы брендовая «дизелька» не вышла на рынок, я предпочту заправляться своим родным К-5 так как четко представляю его качество, и как его производят. Кстати, присадки мы добавляем: смазывающую и еще зимой — депрессорно-диспергирующую. Но эти присадки используют все производители.

Д. Г. В качестве резюме скажу: уважаемые автолюбители, мы зачастую не замечаем прелестей простоты. Призываем вас открыть руководство пользователя вашего авто, посмотреть на октановое число, обратить внимание на класс двигателя, поехать на заправку и выбрать соответствующее топливо. Я советую нафтановское. Нам необходимо учиться ценить свой качественный продукт, тем более, что в него вложен труд нескольких поколений.

«Нафтан» выпускает отличное топливо: и дизельку, и бензин в соответствии с разработанной технологией и действующими ТНПА. Эти стандарты являются аналогами европейских (предлагаем читателям сравнительные таблицы). Топливо, которое хотя бы по одному показателю качества не соответствует требованиям, не покинет территорию нашего предприятия. Оно не может попасть на заправку. Наша продукция имеет рациональный запас качественных характеристик и не требует их искусственного усиления.

P.S. В день визита корреспондентов «Вестника Нафтана» на АЗС в Коптево, потребители нафтановского топлива получили сравнительные таблицы, в которых указаны показатели качества заводского бензина и ДТ согласно СТБ и EN.

  Показатели качества автомобильных бензинов СТБ и ЕN
(74,0 KiB, скачали - 1 321)

  Показатели качества дизельных топлив СТБ и ЕN
(79,0 KiB, скачали - 1 565)
 

Татьяна ЗЕНЬКО
Фото: Татьяна ЗЕНЬКО

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Loading...

Новое видео

Подпишитесь на Вестник Нафтана на YouTube!