Качество нафтановского топлива:

лабораторные испытания и домашние эксперименты

Просмотры: 1 540

«Доверяй, но проверяй!». Этой поговоркой, авторство которой приписывается Ленину, можно объяснить стремление наших автолюбителей ко всякого рода экспериментам, в том числе к опасным. Некоторые попытки проверить качество топлива в домашних условиях «Вестник Нафтана» попросил проанализировать специалистов заводской лаборатории по контролю топливного производства. А также рассказать, какое современное оборудование и знания применяют профессионалы, чтобы доказать, что наше предприятие отгружает потребителям только качественную продукцию.

 

Подготовительная работа

В лаборатории по контролю топливного производства ОАО «Нафтан» сегодня трудится 75 работников. Коллектив преимущественно женский, с присущими для представительниц прекрасной половины человечества чертами характера: повышенной внимательностью, кропотливостью, скрупулезностью и жаждой справедливости.

В нашей беседе и экспериментах участвовали начальник лаборатории Наталья ­ХИЛЬКО, инженеры-лаборанты Ольга СЕРГИЕНЯ и Анна РЕМЕЗ. Они рассказали, что лаборатория анализирует качество не только топлива как товарного продукта. На контроле находятся и промежуточные компоненты, из которых оно готовится.

После того, как цех № 8 приготовил резервуар топлива, в лабораторию поступает заявка, которую регистрирует химик. Когда резервуар с топливом отстоялся, лаборанты отбирают пробы. Процедура для каждого резервуара выполняется одинаково: отбирают топливо с верхней его части, середины и нижней части. Каждый слой проходит процедуру контроля по определенным показателям. Затем составляется объединенная проба. Она делится на две части: одна опечатывается и отправляется на арбитражный склад, вторая — на испытания. Арбитражная проба топлива, которое реализуется на внутреннем рынке, хранится минимум 45 дней. Экспортные бензин и «дизелька» — четыре месяца.

На каждый вид топлива есть свой нормативный документ, в котором описаны до 20 показателей качества, в зависимости от марки, — поясняет Наталья Хилько. — У летнего и зимнего видов топлива — свои нюансы. Наша лаборатория выполняет анализы по всем показателям. Если даже по одному идет несоответствие, топливо не выпускается. Мы сообщаем сведения в цех № 8. Там несоответствие исправляют, и лаборатория проводит испытания повторно.

Хочу заверить всех сомневающихся, что пока все показатели качества не будут соответствовать норме, никто это топливо не выпустит за пределы предприятия.

Паспорт качества, который выписывает лаборатория, — основание для отпуска нефтепродуктов. Химик подразделения заверяет этот документ печатью и подписью. Копии паспортов качества топлива есть на каждой заправке. Обычно их вывешивают на стендах рядом с кассами или предоставляют по первому требованию.

Кроме того, топливная лаборатория «Нафтана» по выборочным показателям контролирует качество нефтепродуктов при отгрузке. Часть топлива ставится на арбитраж. Также специалисты подразделения в период перехода на зимнее топливо проверяют фирменные заводские заправки. По причине загруженности лаборатория ОАО «Нафтан», как и их коллеги с Мозырского НПЗ, не оказывают услуги по проверке качества топлива физическим лицам.

 

Качество бензина: мешаем, капаем, поджигаем

На популярных автомобильных порталах и форумах несложно найти статьи с примерами экспериментов по проверке качества топлива. Специалисты заводской лаборатории ознакомились с их описанием и комментариями. Учитывая интересы автовладельцев, химики выделили несколько основных показателей качества и потребительских свойств. Они преимущественно совпали со списком форумчан. Например, для бензина это октановое число, фракционный состав, давление насыщенных паров и отсутствие примесей.

Октановые числа проверяют на специальных машинах. Существует два метода: моторный и исследовательский. Первый проходит в более жестком режиме и демонстрирует работу двигателя автомобиля на трассе. Исследовательский метод предполагает более щадящий режим и городские условия эксплуатации авто. В паспорт качества бензина вписывают результат испытаний по исследовательскому методу. Сама аббревиатура АИ обозначает: А — автомобильный бензин, И — исследовательский метод. Кстати, все анализы выполняются в параллелях, и результаты должны обязательно совпадать. Автолюбителям не стоит надеяться на показания компактного прибора для определения октанового числа. Небольшой, легкий и удобный, он не обладает главным качеством — точностью.

Российским автолюбителям советуют обращать внимание на оттенки бензинов. АИ-92 будет иметь оранжево‑красный оттенок, АИ-98 — голубоватый. В Беларуси цветовые метки, которые вряд ли можно считать гарантом качества, не добавляются. По цвету наш бензин практически не различается.

Фракционный состав — это характеристика топлива, от которой напрямую зависит запуск двигателя. Его проверяют на специальных установках. Лаборатория ОАО «Нафтан» оснащена современной автоматической установкой для дистилляции топлив OptiDist. Наше предприятие располагает восьмью аппаратами, каждый из которых отрегулирован для определенного вида топлива.

Фракционный состав невозможно проверить в домашних условиях, впрочем, как и давление насыщенных паров. Эти характеристики дают дополнительные представления об испаряемости бензина и возможности образования газовых пробок в системе питания двигателя.

А вот наличие примесей даже самые неискушенные испытатели определят на глаз. Но никто не ищет легких путей. Эксперты советуют в бензин, в котором пытаются обнаружить воду, добавить песчинки марганцовки или кусочек грифеля. Еще можно капать топливо на лист белой бумаги, чтобы обнаружить пятно от постороннего керосина. А кому‑то подсказкой послужит жирный след на пистолете на заправке…

Даже каплю воды вы увидите и в бензине, и в ДТ, — комментирует Наталья Николаевна. — Возьмем, к примеру, пробирку с «дизелькой». Смотрите: наша капля воды упала на дно. Взболтаем жидкость — вода видна при любых обстоятельствах. Она не бывает во взвешенном или невидимом состоянии.

Нанесем каплю бензина на промокашку — никаких жирных пятен не осталось. Уверяю вас, что и керосин испарится без жирного следа. Если бензин смешать с «дизелькой» и провести подобный эксперимент, то, конечно, след от ДТ останется. Но по ободку заправочного пистолета, а именно — по жировому следу на металле, вряд ли можно различить присутствие в бензине солярки. Если только это не коктейль 50 % на 50 %. Но на таком топливе авто просто не поедет.

Позабавил Анну Ремез и Ольгу Сергиеню любительский эксперимент с добавлением марганцовки. Даже капля воды в бензине видна невооруженному глазу. А при добавлении марганцовки окрасится только водный слой, бензин же останется бесцветным.

Нерепрезентативным назвали специалисты и эксперимент с поджиганием стекла сферической формы, на которое предварительно нанесли бензин. Считается, что наличие смол, которые угрожают двигателю, оставит желтоватые кольца. У профессионалов анализ выполняется на специальном аппарате по определению фактических смол, в котором поддерживается определенная температура (для бензина — 160°С). Горячий воздух подается через специальное сопло со скоростью потока 600 миллилитров в секунду. После испарения стакан осматривают и взвешивают, сравнивая показатель с весом чистого стакана до эксперимента.

В наших бензинах нет смол, — поясняет Наталья Хилько. — Я работаю в лаборатории 9 лет и не припомню, чтобы у нас после этого анализа на стакане образовывался хоть малейший нагар. По требованию нормативных документов, этот показатель не должен превышать 5 мг на 100 мл, у нас он не превышает 3 мг/100 мл.

Некоторые «спецы» хвалятся, что различают бензин по запаху. В действительности хороший нос может определить наличие добавок: сероводорода, нафталина, сжиженного газа. Специалисты заводской лаборатории, которые имеют профильное образование, регулярно повышают квалификацию и сдают экзамены, честно признались, что такими сверхспособностями не обладают.

Интересно, что у бензина есть гарантийный срок. В течение года с даты изготовления производитель гарантирует, что нефтепродукт не потеряет своих характеристик.

 

Качество дизельного топлива: встряхиваем, замораживаем

С дизельным топливом все немного проще. Потребители обращают внимание на такие его характеристики, как содержание серы, смазывающая способность, наличие примесей и предельная температура фильтруемости (ПТФ). Сегодня в Беларуси используют ДТ с содержанием серы не более 10 мг/кг. Некоторые дизелисты гордятся, что по цвету смогут отличить более экологичный продукт от «дизельки» с содержанием серы 50 ррm. Мол, ее выдаст более насыщенный желтый оттенок. Вместе с лаборантом и начальником лаборатории мы несколько минут любовались на пробирки с ДТ с серой 10 и 50 мг/кг. И поверьте, различить их по цвету практически невозможно. Но содержание серы связано с другим важным показателем качества дизтоплива — это смазывающая способность.

Для контроля топлива с малым содержанием серы ввели такой показатель как смазывающая способность, которого добиваются добавлением смазывающих присадок, — поясняет начальник лаборатории. — Их работу проверяют на специальном автоматическом анализаторе смазывающих характеристик дизельных топлив HFRR с пластиной и грузиком, который имитирует процесс трения. Под микроскопом рассматривается пятно износа. Оно рассчитывается по осям Х и У и не должно превышать определенный показатель.

В качестве домашних экспериментов автомобилистам остается смотреть на ДТ и искать механические примеси и воду. Они не останутся незамеченными — даже капля покажет себя на дне сосуда.

Краеугольным камнем всех споров обычно становится предельная температура фильтруемости (ПТФ). Это температура, при которой в топливе образуется столько твердых парафинов, что стандартный фильтр в лабораторных условиях ими просто забивается, и движение топлива прекращается.

К примеру, в летнее время «Нафтан» выпускает ДТ сорта С с ПТФ «не выше -5°С». Зимой — сорт F, ПТФ «не выше -20°С». Зимнее топливо с улучшенными низкотемпературными характеристиками, класс 2, имеет ПТФ «не выше -32°С». Но лабораторные испытания демонстрируют, что этот показатель по факту ниже заявленного в паспорте качества. Т. е. наше топливо имеет запас по ПТФ. «Нафтан» проверяет его на автоматическом аппарате предельной температуры фильтруемости модели HCP842 фирмы HERZOG. 45 миллилитров топлива должны за 60 секунд пройти через фильтр с диаметром пор 45 мкм (1 мкм = 0,0001 см). Процедуру повторяют после снижения температуры топлива на один градус. Эксперимент продолжается до тех пор, пока кристаллы парафина не прекратят протекание топлива через сетку фильтра или не замедлят движение настолько, что не будут укладываться в положенную минуту.

Иногда потребителей сбивает с толку температура помутнения. Это температура, при которой парафины, содержащиеся в дизельном топливе, начинают кристаллизоваться. Топливо мутнеет. Но фильтр еще пропускает мелкие застывшие парафины, и движение топлива не прекращается.

Анализ температуры помутнения топлива мы выполняем только для улучшенного топлива класса 2, — поясняет Анна Ремез. — Температура его помутнения «не выше -22°С». Но если это или другое ДТ помутнело, это не значит, что оно будет плохо работать, поскольку потеряло свои свойства и характеристики.

Иногда смущают потребителей заправочные колонки с окошками, в которых можно увидеть топливо. Важно понимать, что фильтрации топлива мешает не сам факт наличия парафинов, которые при снижении температуры вызывают помутнение и таким образом становятся заметными. Мешают крупные кристаллы парафина. Их разрастанию препятствует присадка.

Ни охлаждение, ни заморозка топлива не дадут объективных результатов по двум вышеназванным важным показателям.

Проводя опыты в домашних условиях, во‑первых, следует помнить о безопасности. А во‑вторых, четко понимать, что на чистоту эксперимента влияет множество факторов, которые исключены в условиях специализированных лабораторий. Не стоит доверять карманным приборам: специалисты противопоставят им профессиональное дорогостоящее оборудование и специализированные аналитические установки. Выбирайте проверенные заправки и меньше полагайтесь на мнение диванных критиков.

Со своей стороны «Нафтан» и лаборатория по контролю топливного производства гарантируют, что качество нефтепродуктов, которые отправляются потребителям с нашего нефтехимического комплекса — исключительно высокое.

Татьяна ЗЕНЬКО
Фото: Татьяна ЗЕНЬКО

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Loading...

Опубликовано в №:

  04.06.2016
(1,5 MiB, скачали - 1 567)

Новое видео

Подпишитесь на Вестник Нафтана на YouTube!