Финишный рывок до получения 16-­го химэлемента

Просмотры: 744

На установке производства элементарной серы методом Клауса завершили загрузку катализаторов в сотую и двухсотую секции Клауса, а также блок доочистки хвостовых газов. Последние мероприятия по комплексному опробованию технологических узлов нового объекта на инертных средах подходят к завершению.

Следующим шагом станет приемка сероводорода, а значит — начало опытного пробега, который приближает реализацию этого инвестпроекта из цепочки комплекса замедленного коксования к финишной черте.

– С началом лета стали обкатывать оборудование на инертных средах, — рассказывает заместитель начальника установки Александр Марчук. — Просушили по цепочке печи и реакторы. Причем, по температуре тут мы фактически вышли на регламентированный режим. После остановки и охлаждения обследовали их футеровку на наличие трещин. Сегодня, в середине июля, засыпали катализатор в аппарат R‑301. Дальше залюковываемся, и снова оборудование ждет просушки. А потом будем принимать сероводород, начнется опытный пробег.

Все работы проводит непосредственно персонал установки. На пробных обкатах мы хорошо потренировались и готовы к приемке сырья. В пусконаладочных операциях еще были задействованы силы генеральных проектировщиков ОАО «ГИАП» и STSI, а также ОАО ИПТ «Орг­нефтехимзаводы» и МСУ «Электроналадка», специалисты которых контролировали процесс, вынося свои четкие и полезные рекомендации.

В начале июля работники установки своими силами загрузили катализатор на основе окиси алюминия и окиси титана в реакторы. В каждый помеcтили по 35 м3. А 15 июля свою порцию катализатора получил аппарат R‑301. Это уже сульфидированный кобальт-молибденовый катализатор, который в отличии от оксидированного до сих пор не применялся ни на одной из заводских установок.

Работу с R‑301 провела бригада специалистов из российского научно-технического центра «Технологии, экспертиза и надежность». С ними удалось пообщаться сразу после завершения их важной миссии. Для работников — это не первый опыт сотрудничества с «Нафтаном». Например, специалисты компании трудились на засыпке катализатора в новые реакторы на установке «Гидроочистка № 3», где продолжается реконструкция.

Чтобы на «Клаусе» всё сделать оперативно, потребовалось три дня. Первые два — для подготовительного этапа и настройки оборудования. И еще один, чтобы провести загрузку катализатора в аппарат. Но самые большие опасения вызывала погода. Она могла сорвать срочные планы. Именно в ответственный день с самого утра небо затянули тучи.

– К моменту начала работы по загрузке небо стало светлеть, мы поняли, что осадков не будет, сможем благополучно отработать, — говорит специалист компании ЗАО НТЦ «ТЭН» (Башкортостан) Алексей Орлов. — Нельзя эту операцию вести во время дождя: катализатор очень капризный по отношению к влаге. При реакции с ней он начинает разрушаться и теряет свои драгоценные свойства, а еще может воспламениться.

На этом проекте от нас трудилась команда из 5 человек. Три слесаря участвовали в газоопасных работах, два специалиста контролировали процесс. Операция проходила в среде азота, которым наполнили аппарат, в этом ее главная сложность. Основная аппаратура — система для изолирующей защиты органов дыхания, снабжающая кислородом слесаря внутри емкости. В аппарат спускался Андрей Семёнов. Использовались взрывобезопасное 12-вольтовое освещение и обязательно запасной баллон с воздухом.

Строго придерживались диаграммы загрузки и требования выдержали до миллиметра. Первый слой — 75 мм инертных керамических шаров, играющих роль опорного слоя. На нее поместили 700 мм катализатора. И его придавили защитным слоем 12-миллиметровых шаров. Правильность укладки катализатора контролировали специалисты установки и генерального проектировщика.

Важную функцию выполнили работники заводского отряда ВГСО, которые перед засыпкой катализатора и во время этого процесса, отбирали пробы на содержание оксида серы и сероводорода. Эти соединения могут образовываться при контакте катализатора с кислородом и водой, и при недопустимых значениях есть риск их воспламенения.

Специалисты подрядной организации загрузили 114 бочек катализатора, что составило почти 15 тонн. Он в техпроцессе Клауса играет очень важную роль. Через него будут проходить хвостовые газы, содержащие в себе соединения серы. Они пройдут восстановление до сероводорода, который в дальнейшем будет отделен и направлен на секцию Клаус. Это позволит повысить конверсию сероводорода и минимизировать выбросы оксида серы в атмосферу. В этом и есть выраженная экологическая окраска новой заводской установки.

О процессе

Наша заводская установка основывается на классическом двухстадийном процессе превращения H2S в обыкновенную серу — с делением потока. Часть сероводорода будут сжигать в печи. В результате образуется диоксид серы, вода и сера. Последняя получится из-за того, что кислорода, который пойдет в печь, будет недостаточно для сжигания всего сероводорода до SO2, а хватит лишь на сжигание одной трети. Оставшийся сероводород смешают с продуктами сгорания и пропустят через катализатор. Из конденсаторов сера выведется в виде расплава.

Ольга КОРОЛЬКОВА
Фото: Ольги КОРОЛЬКОВОЙ

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Loading...

Новое видео

Подпишитесь на Вестник Нафтана на YouTube!