Автор: Ольга Королькова Производство

Движение вверх: как возводили мосты крана-великана УЗК

На нашем предприятии операция по установке полукозлового опорного крана УЗК по праву может претендовать на звание «Монтаж года». Мало было собрать 206-­тонную конструкцию, которая будет эксплуатироваться в процессе перевалки кокса. Чтобы гигантские мосты механизма доставить на высоту почти три десятка метров, задействовали два крана-­великана, общая мощность которых 1350 тонн.

Размеры полукозлового крана, который смонтирован на УЗК, в самом деле впечатляют. Подъем почти на 30­-метровую высоту мостов — 170­-тонной детали механизма — привлек внимание даже многое повидавших производственников, инженеров и строителей. Люди творческие, которых приковывал еще и внешний вид конструкции, отмечали: чем выше деталь была от земли, тем больше напоминала корабль. Сходство есть.

Ответственный процесс «спуска на воду», этой машины провели монтажники и сварщики НЗМ: было задействовано 15 человек. Координировал основные силы начальник участка № 4.4 Александр Рудов. Участвовали в этой работе также руководители и инженеры заводской дирекции, специалисты компании­-производителя JASO, взявшей на себя шефмонтаж поставленного оборудования, и авторского надзора проектной организации Duro Felguera.

Подъемный механизм, прибывший к нам из Испании, на предприятие был доставлен в разобранном виде. Монтаж полукозлового опорного крана на земле занял несколько месяцев. В числе крупных работ были установка на 15-­метровую высоту нижней ходовой тележки — основания, на которое с помощью распорной системы были закреплены «ноги» крана. Из основной, вспомогательной и двух поперечных балок, а также одной верхней ходовой тележки проведена укрупненная сборка моста крана.

Ответственным испытанием стало поднятие мостов — самой крупной конструкции подъемного механизма. Крановщики, находясь по обе стороны и синхронно управляя своими Гулливерами, доставляли ее наверх. Работали на площадке один из самых крупных кранов в Беларуси Terex­Demag TC2800–1 компании Sarens и нафтановский 750-­тонный Liebherr. Возможности великанов — это выпуск стрел до 138 и 91 метра соответственно. Чуть более часа заняла только подъемная операция.

– Полукозловой кран УЗК примыкает с одной стороны к стене коксового лабиринта на высоте 15 метров, другая его сторона смонтирована на бетонном основании этажерки коксовых барабанов на отметке 29 метров, — рассказывает инженер по механической части отдела капитального строительства Алексей Ковальчук. — Высота самого великана — почти 28 метров. Длина мостов крана — свыше 45. Общая их ширина — немногим более 12 метров.

 Полукозловой двухбалочный опорный кран грузоподъемностью 30 тонн предназначен для проведения погрузочно-­разгрузочных работ при перевалке нефтяного кокса из коксовой ямы и лабиринта в приемочный бункер транспортно-­загрузочной системы. Подъемный механизм может работать как в ручном, так и в полуавтоматическом режимах. Кран оснащен функцией дистанционного режима радиоуправления с возможностью управления основными рабочими режимами.

Объем ковша крана — 17 м3. Для сравнения: самосвал МАЗ‑5516 может перевозить максимально 10,5 м3.