Автор: Ольга Королькова Производство

Дело — труба. На производстве № 7 модернизировали технологическую схему для питания воздухом заводских «азоток».

По количеству поступающего воздуха на комплекс азотно-­кислородных установок (АКУ № 1, 2 и АУ‑3) производства № 7 можно судить об эффективности их работы. Естественная смесь газов для этих объектов — главная составляющая их «рациона». Заводские «азотки» уже начинают получать наиболее полноценное атмосферное «питание». Это происходит благодаря новому воздухозаборному трубопроводу, на который недавно подписан приказ о приемке в эксплуатацию.

Строительство нового участка воздухозаборного трубопровода — важный проект, продиктованный временем. Необходимость его реализации назрела, когда при эксплуатации «артерии» всё чаще стали возникать проблемы, не лучшим образом влияющие на «здоровье» оборудования воздухоразделительных установок. Попадавшие в трубопровод песок и продукты коррозии снижали ресурс компрессоров. Детали агрегатов преждевременно выходили из строя, их приходилось часто ремонтировать.

– Складывалась напряженная ситуация с обеспечением азотно­кислородных установок атмосферным воздухом для его последующего разделения, — поясняет заместитель начальника производства № 7 по паровоздухоснабжению Владимир АЗАРЁНОК. — Состояние трубопровода было неудовлетворительным. А потребление азота объектами предприятия из года в год растет. Также вводились в эксплуатацию новые блоки воздухоразделения, и старого трубопровода уже не хватало для нормальной производительности. Всерьез зашла речь об обновлении. Ситуацию проанализировали. И модернизация трубопровода была единственным верным решением.

Криогенное разделение воздуха — одна из неотъемлемых технологических задач в обеспечении предприятия собственными техническими газами. Получаемые из воздуха на АКУ, они используются исключительно подразделениями головного предприятия. Газообразный азот востребован для создания инертной среды в технологическом оборудовании при его подготовке к ремонту или пуску. Кислородом по необходимости заполняют баллоны для газосварочных работ, которые продают и сторонним организациям.

С начальником азотно­кислородной установки Евгением ­ГУКОВЫМ мы съездили к новой «свече» (на фото), от которой начинается путь атмосферного воздуха по трубопроводу к АКУ. Если часть старой «ветки» пролегала под землей, то новый воздухозаборный трубопровод весь на виду. Издалека конструкция напоминает мост: расстояние от земли до линии 8 метров. В день нашего визита, несмотря на дождь, на территории объекта работала техника, шло благоустройство.

– Часть старого трубопровода, расположенного на заводе, демонтировали, остальную часть за территорией предприятия еще предстоит, — говорит Евгений Гуков. — Новая воздухозаборная «артерия» — это 876 метров трубы. Она шире своей предшественницы — 700 мм в диаметре (соответственно, воздуха на АКУ поступает больше).

Проект по строительству нового участка «ветки» подготовило ОАО «ГИАП». Генподрядчиком выступил «Центрэнергомонтаж», который оперативно в запланированный период справился с монтажом металлоконструкций и прокладкой трубопровода. Вместе с этими специалистами персонал азотно­кислородной установки занимался продувкой, промывкой и опрессовкой трубопровода. Семимет­ровые опоры, на которых держится линия, устанавливала организация ООО «НПФ Строитель». Курировал работы на объекте ведущий инженер дирекции по инвестиционным проектам, строительству и ремонту Алексей ПОПКОВ.

На модернизацию воздухозаборного трубопровода затрачено около трехсот тысяч долларов. Обновление повысит эффективность и безопасность работы технологического оборудования азотно­кислородных установок. Отдача от ресурса теперь будет намного выше.