Автор: Татьяна Зенько Производство

Андрей СТРЕЛЬЧЕНКО: «Ремонты на «Нафтане» — это ответственная и слаженная работа большой команды специалистов»

На «Нафтане» в 2015 году на ремонт остановится 19 технологических установок. Остановочные ремонты на технологических объектах нефтеперерабатывающих предприятий проводятся сезонно. Как правило, летние месяцы самые напряженные в трудовом графике заводчан. О специфике очередной ремонтной кампании рассказывает главный механик ОАО «Нафтан» Андрей Стрельченко.

Андрей Николаевич, в чем заключается специфика ремонтов 2015 года?

— Проведение остановочных ремонтов технологических установок в нынешнем году отличается от 2014‑го только количеством технологических объектов. Это связано с трехгодичным межремонтным пробегом. Каждый остановочный ремонт требует одинаковой ответственности, будь это капитальный ремонт оборудования на АВТ-6 или выполнение работ на любой другой технологической установке. На нефтеперерабатывающих предприятиях нет второстепенных объектов. Цель одна — любая технологическая установка после проведения ремонта должна проработать межремонтный цикл без остановок.

Какие технологические объекты окажутся в центре внимания?

— В мае нам предстоит ремонт секции высокого давления на установке «Юникрекинг». Это современный технологический объект со сложным аппаратным оформлением.

Нефтепереработка начинается с «первички». И ремонт АВТ-2 потребует немалых сил. А «Висбрекинг-Термокрекинг» из‑за специфики технологического процесса останавливается на чистку оборудования ежегодно. Эта установка очень важна для экономики завода.

«Серная» — наша экология. Ее простой отражается на состоянии окружающей среды. А комплекс «Гидрокрекинг», условно говоря, наша зарплата. Его останов сразу заметен в экономическом балансе «Нафтана».

Для современных нефтеперерабатывающих предприятий остановочный ремонт технологических установок — это целый комплекс мероприятий. Выполняются работы по остановке объекта и подготовке технологического оборудования к проведению ревизии, ремонта, освидетельствования, диагностирования на остаточный ресурс, чистке, плановой замене катализаторных систем. Проводятся работы по ревизии и ремонту, а также поверке средств КИПиА и системы ПАЗ, ремонту энергетического оборудования. Ни одна установка не обойдется без проведения модернизации и реконструкции. А финальный этап любого остановочного ремонта — вывод установки на технологический режим.

При современных условиях проведения оста­новочных ремонтов одним из самых важных факторов служит экономическая составляющая. Оборудование у нас используется, в основном, уникальное. Стоимость выполнения работ недешевая и требует привлечения квалифицированного ремонтного персонала, которого катастрофически не хватает. Один из эффективных способов снижения затрат при проведении остановочных ремонтов — одновременное выполнение ремонтных работ на максимальном количестве установок, входящих в технологическую цепочку.

Приведу пример, чтобы читатели могли представить объемы ремонтной кампании на «Нафтане» в августе—сентябре 2014 года. Когда остановили АВТ-6, вместе с ней из технологического процесса было выведено 24 установки, 13 из которых также ремонтировались. Тогда только службе главного механика необходимо было организовать заключение договоров на привлечение около 2 тысяч работников подрядных организаций. Без преуве­личения могу сказать, что в остановочных ремонтах участвуют практически все структурные подразделения завода.

Какую работу уже провела служба главного механика для подготовки к остановочным ремонтам 2015-го?

— Мы начинаем подготовку к ремонтам с разработки дефектных ведомостей. Этот этап был выполнен еще до конца лета 2014‑го. Затем разрабатывается сметная документация. Данная работа в нынешнем году осложнена нехваткой специалистов. На сметный сектор заводской проектно-конструкторской службы возложена огромная нагрузка. На помощь мы пригласили ГИАП, но их помощи недостаточно. Нам необходимо просчитать и спрогнозировать стоимость ремонтных работ. Но около 70 % ­объемов работ будет окончательно определено только после проведения ревизии и отбраковки. Этот фактор — специфика при подготовке к остановочным ремонтам.

Служба главного механика также проводит работу по заключению договоров с подрядными организациями на выполнение работ по ремонту технологического оборудования и трубопроводов, на оказание услуг по чистке оборудования, по предфабрикации изделий для выполнения работ по ремонту. Производство № 5 трудится наравне с другими подрядными организациями. На него ложится большая нагрузка в подготовительный период по изготовлению монтажной заготовки и запчастей.

Нет каникул и у СТОРД. Благодаря им еще до начала остановочных ремонтов мы имеем четкую картину проблемных зон на «холодных» трубопроводах. На специалистов этой службы возложена работа по диагностированию оборудования на остаточный ресурс, освидетельствованию, внутреннему и наружному осмотру, гидроиспытаниям.

Таким образом, ремонты на «Нафтане» — это ответственная и слаженная работа большой команды специалистов.